Капкан беззакония: за что воевали в Судане

В октябре мировые СМИ заговорили о том, что в Судане меньше терактов. Много лет назад американские власти внесли Судан в список государств, которые поддерживают терроризм. Но не так давно США отменили экономические санкции, отметив, что Судан активно борется с терроризмом.

В этом материале мы поговорим о проблемах, свойственным многим государствам в наши дни. О политическом расколе и преодолении кризиса. О противостоянии различных религиозных течений и о том, как финансовые вопросы руководят верованиями людей. О цензуре, свободе слова, грамотности и системе образования. А также о влиянии европейской культуры на традиции африканской страны.

Как живут люди в Судане

… Судан переживает тяжелые времена. В государстве, расколотом на две части, разразилась борьба между христианами, исламистами и анимистами. Боевые действия начались в далеком 1950. Периодически конфликт утихал, но в начале 1990-х попал в зону обострения. В 2011 году Южный Судан получил независимость, но баталии не прекратились.

Теперь уже сложно разобраться, что спровоцировало конфликт. Враждующие стороны обвиняют друг друга, и это неудивительно: на войне нет морали. Тесно переплелись проблемы религии и политики; гибнут невинные люди. Их жизнь зависит от гуманитарной помощи, которая не всегда приходит вовремя. Дети попадают в приюты: родители не в состоянии обеспечить семью. Международные организации помогают тем семьям, которые готовы усыновить ребенка. Без помощи социальных служб потенциальные родители не смогут заботиться о детях.

Эксперт в области азиатских культур Салих Абд Салих рассказывает:

— Нищета и плохие условия жизни — следствие военного конфликта, который разгорелся в Судане. Люди гибнут от голода, а государство активно закупает военную технику. Согласно показателям ВВП, больше всего на территории страны производят именно военное снаряжение. И хотя никто из мирных жителей не хочет войны, к их мнению не прислушиваются. Разумеется, страдает образование. Нет системности, и количество безграмотных людей составляет больше 90% населения. К сожалению, реалии таковы, что дети идут работать вместо того, чтобы учиться в школе.

Политическая нестабильность: причины и следствия

В чем причина конфликта? В религиозном противостоянии и отсутствии понимания между нациями.

Поговорим о религии. Увы, те, кто говорят о любви к ближнему, порой становятся движущей силой военных действий.

Суданский вариант анимизма известен применением мистических ритуалов. Коренные жители знают, как вызывать дождь, принести животных в жертву верховным богам. Говорят, что некоторые выходцы из народа умеют лечить людей — и точно так же, при помощи магии, способны причинить зло тем, кого ненавидят. Больше всего последователей культов проживает в Центральном Судане. А в западной части страны живут христиане. Что касается Южного Судана, там обосновались люди, исповедующие ислам и христианство. Неудивительно, что религиозные мотивы на стыке культур повлияли на развитие конфликта.

Другая причина — более приземленная. Она связана с финансовыми вопросами. На юге стране сосредоточены самые богатые резервы нефти, и именно эта часть — лакомый кусочек для исламистского режима, который находится в Хартуме. Вот почему арабы, исповедующие мусульманство, ведут войну с африканцами, сторонниками христианства и анимизма. Африканцы вступают в ряды Народно-освободительной армии Судана, но силы неравны.

Салих Абд Салих поделился статистическими данными и рассказал о том, как конфликт воспринимается в народе:

— Когда Южный Судан после референдума 2011 года получил независимость, жители Северного Судана были очень довольны. Прекратились военные действия. Больше не проливалась кровь. Не было необходимости вооружать местных жителей и отправлять их на войну с христианами. Фактически, жители Северного и Южного Судана всегда были разными, и это касается не только цвета кожи или религии. Проблема в том, что даже спустя пять лет после провозглашения независимости, Южный Судан вовлечен в гражданскую войну. В результате было убито около 50 тысяч людей, а 1,6 млн человек вынуждены покинуть страну.

Борьба за власть повлияла на свободу слова и деятельность прессы. Власть использует авторитарные методы, чтобы держать людей в страхе и подчинении, утверждает Салих Абд Салих:

— В Судане тотальная цензура. Каждого, кто нарушит общепринятые нормы, ждет строгое наказание. Например, вы не услышите западную музыку по радио. А в пятимиллионном Хартуме есть только один кинотеатр, и в нем показывают исключительно арабские фильмы. Разумеется, телевидение не позволит вам взглянуть на политику объективно и не поделится альтернативными взглядами на животрепещущие вопросы. Единственная возможность, позволяющая получить неофициальную информацию, — интернет. Кстати, в отличие от Эфиопии и Эритрея, интернет в Судане не подвергается цензуре. Но, к сожалению, на территории этой страны интернет — дорогое удовольствие, и позволить его могут лишь жители Хартума.

Один из жителей Судана Элроуби рассказывал о том, как решил создать собственную радиостанцию. Он обратил внимание на то, что в Судане можно редко услышать западную музыку и радио-дискуссии. Элроуби рразработал план выхода радиостанции, нашел инвесторов, но получил отказ со стороны государства. Ему откровенно сказали, что проект не получит лицензию.

Однако молодые жители Судана все больше интересуются европейской культурой и считают, что культурные запреты ведут страну в никуда. Таким образом, культурный обмен происходит, но не так интенсивно, как хотелось бы.

Конфликт в Дарфуре

Разбираясь с религиозным конфликтом, Судан попал в новую западню. В 2003 году кризис поразил регион Дарфур. На юге возникло этническое сообщество, утверждавшее, что его притесняет официальная власть. В результате восстаний, вооруженных стычек и переговоров было принято решение предоставить Южному Судану независимость. Однако полностью ликвидировать конфликт не удалось – в Дарфуре продолжается противостояние арабского и неарабского населения.

Глава сообщества массалитов в США Мохаммед Яхия рассказывал: «Идеологи исламистского движения хотели внедриться в черную Африку, разжечь беспорядки в Уганде, Эфиопии, Кении и дальше на юг. Но когда международное сообщество и США не позволили им продвигаться на юг, они повернули на запад, занявшись этническими чистками в Дарфуре. В этой огромной провинции их целью стало уничтожение африканского населения и заселение освободившихся территорий арабскими племенами, которые находятся под контролем режима».

Более того, ветераны освободительного движения в Южном Судане утверждают, что конфликт разгорелся вовсе не из-за противоречий между христианами, анимистами и арабами. Причина военных действий — в противостоянии африканцев (которые исповедуют христианство, мусульманство и анимизм) и Национального исламского фронта.

Салих Абд Салих рассказал о том, как традиции, сформировавшиеся в процессе исторического хода вещей, влияют на жизнь в Судане:

— В обществе сильно ощущается влияние ислама. Каждый должен придерживаться общепринятого стиля в одежде, выполнять религиозные ритуалы (даже во время рабочего перерыва). Женщины носят одежду, которая закрывает лица. Единственное, иностранцы имеют некоторые привилегии: их не наказывают за нарушение традиций.

Вооруженные действия замедляют и процесс глобализации. Салих Абд Салих уверен, что европейское общество практически не оказывает влияния на жизнь в Судане:

— Из-за того, что большая часть населения неграмотна и живет в бедных условиях, глобализация происходит очень медленно.

И все же правительство Судана неоднократно поддерживает мировые институты в борьбе с терроризмом. Часто высказывает заинтересованность в установлении мира и безопасности. В связи с этим международное политическое сообщество больше не обвиняет Судан в содействии террористическим актам. Однако для того, чтобы вывести страну на достойный экономический и социальный уровень, понадобится много времени, и пока рано делать выводы.

Ася Шкуро

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?