Not-for-profit: не ради прибыли

Not-for-profitНедавно моя подруга, вернувшись с полугодовой учёбы в Европе, рассказывала о том, что люди с удовольствием жертвуют деньги на некоммерческие проекты, а преподаватели привлекают студентов к некоторым программам. Так, в рамках курса Культуры и искусства Европы, студентам предлагали побыть волонтерами на Фестивале Чешского кино, чтобы помочь организации и вместе с тем погрузиться в другую культуру.
На Западе благотворительные организации называются «not-for-profit organization». Чем они славятся и почему набирают популярность, мы поговорим в статье.  

Not-for-profit: медицинская помощь в военных конфликтах

Основная цель организаций «не ради прибыли» — решение общественной проблемы или частного вопроса. Not-for-profit работают во многих сферах, среди них — окружающая среда, благотворительность, искусство, дошкольное воспитание, наука и спорт. Подобные организации стремятся воплотить в жизнь философию служения обществу, продвигая добро во благо социума — например, делятся знания в образовательных и научных проектах, решают социальные вопросы, оказывают материальную помощь в формате благотворительных фондов.

Not-for-profit — распространенная мировая практика. К таким относится Международный комитет красного креста (МККК) — гуманитарная организация, известная политической незаангажированностью. Помимо оказания медицинской помощи участникам военных конфликтов, МККК выступает нейтральным посредником в зоне боевых действий, так например, именно этой организации удалось наладить доставку гуманитарной помощи гражданам, остающимся в зоне АТО. А вот, к примеру, в Ираке МККК предоставил продукты и чистую воду людям, пострадавшим в результате боевых действий, вынужденным бросить свои дома и уехавшим искать мирную землю. Кроме того, людям дали возможностью зарабатывать на жизнь, предоставив пяти тысячам крестьянских семей семена и удобрения для ведения хозяйственной деятельности.

Not-for-profit

Помощь людям в провинции Анбар, Ирак

Not-for-profit: решение глобальных проблем

Эти организации имеют огромную силу влияния на общество и государственные структуры. Стоит вспомнить хотя бы о Greenpeace, независимой международной организации, которая была создана группой активистов, вдохновленных идеей о мире без войны и насилия. Организация появилась в результате первой акции против ядерных испытаний на острове Амчитка, в ходе которой активисты у берегов Аляски пытались проникнуть на территорию испытаний на небольшом судне. Последнему дали имя Green peace (Зеленый мир), но из-за того что судно было маленьким и раздельно написать два слова не получилось, выбрали известный нынче вариант Greenpeace. И хотя акция прошла, а попытка проникнуть на территорию ядерных испытаний провалилась, организация продолжила существование.

Главная цель Greenpeace — сохранить природу и мира на планете, изменив отношение людей к природным ресурсам Земли. Среди значимых кампаний этой организации — акции против нефтедобывающих корпораций. Greenpeace привлекает экологов для исследований и волонтеров во время акций, а также занимается подписанием петиций против затопления нефтяных платформ. Однозначная победа Greenpeace — соглашение 1998 года между странами, имеющими выход к Северному морю, об утилизации нефтедобывающих платформ на суше, для того, чтобы снизить уровень загрязнения Мирового океана.

Что касается финансов, эти организации используют избыточные доходы для дальнейшего достижения цели, а не распределяют их среди акционеров в виде прибыли.  Когда в not-for-profit основной целью является получение финансирования, доходы поступают в виде пожертвований — либо государственного финансирования, если организация получила поддержку государства, а также источником может быть прибыль от реализации продукции и проведения благотворительных мероприятий. Во многих странах такие организации освобождаются от налогов, если они отвечают требованиям налоговой службы. Если говорить о Greenpeace, то, согласно его философии, эта организация получает финансирование из частных пожертвований, исключая государственную поддержку, чтобы сохранить независимость.

Not-for-profit: идеи меняют мир

Ещё одним ярким примером not-for-profit является TED — международный некоммерческий фонд, известный благодаря ежегодным конференциям TED Talks. Само слово TED расшифровывается как Technology, Entertainment, Design («технологии, развлечения, дизайн»).

Этот проект появился, чтобы обеспечить платформу для мыслителей, мечтателей и учителей, а также, чтобы люди по всему миру получили лучшее понимание глобальных проблем. Фонд существует на деньги, полученные благодаря участникам конференции, спонсорской поддержке, лицензионным сборам. Полученные доходы тратятся исключительно на нужды фонда, на редактирование видео, которые выкладываются в свободном доступе и переводятся на 100 языков мира, на разработку и поддержку инициатив (у проекта появляются представительства по всему миру). И, конечно, деньги идут на заработную плату сотрудников и стажеров. Эта организация открыта ко всему новому, и если у вас есть достойный и интересный материал, то, заполнив форму на официальном сайте фонда, можно попытать счастья и попасть на всемирную конференцию TED. Кроме того, можно участвовать в местных конференциях — это направление как раз набирает популярность. В Киеве такие мероприятия проводятся с 2009 года, собирая политологов и социологов, дизайнеров и художников, программистов и профессоров, всех, кто готов доказать, что идеи способны менять мир.

Not-for-profit и закон

Существует и обратная сторона благотворительных организаций. Если, согласно законодательству, поступающие денежные средства не облагаются налогами, возникают целые схемы, делающие возможным «отмывание» денег либо оплату услуг тех учреждений, которые не имеют право заниматься коммерческой деятельностью. Вот так во время предвыборных кампаний создаются именные благотворительные фонды политиков. Они формируют положительный имидж филантропа у конкретного политика, демонстрируя, как он связан с активной благотворительной деятельностью. Кроме того, влияют на электорат с помощью подарков и финансовой помощи от фонда. В некоторых государствах проблема «нечестных» благотворительных фондов решается внедрением «прозрачности» в их деятельность и предоставлением отчётов о ведении работе. Именно так not-for-profit ведут деятельность в Германии. Да и в Украине эта практика набирает ход. Например, существует организация «Таблеточки», международный благотворительный фонд, защищающий интересы детей с онкологическим заболеваниями. Он ежемесячно предоставляет в открытом доступе финансовый отчет за прошедший месяц, где указывается, сколько пожертвований получено и на что они потрачены.

Отношение к non-profit может быть разным. Одни считают это способом обхода налоговой, другие — средством воздействия на общество, изменяющим отношение к проблемам. Тем не менее, большинство подобных организаций стремятся сделать этот мир лучше.

 Татьяна Шокало

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?