«№13, или Олинклюзив»: все включено — и даже совесть

№13, или ОлинклюзивТонкая политическая сатира, старательно завуалированная под комедию ситуаций; обычная история, в которую может попасть каждый, но не попадает никто; тот самый случай блистательной актерской игры, когда зал падает со стула от одной удачной реплики… Все это о спектакле «Номер тринадцать, или Олинклюзив», который состоялся в Днепропетровске 16 февраля.

Замечательные актеры — вот причина просмотреть два акта на одном дыхании. Мастерски меняющая образы Снежана Егорова — то очаровательная, то перепуганная; Владимир Горянский, которому, кажется, достаточно взгляда для того, чтобы вызвать бурю смеха в зале. Лариса Руснак, на сей раз отступившая от драматического амплуа в пользу ироничной комедии, а также Алексей Вертинский, Лиля Ребрик и другие.

№13, или Олинклюзив

Тринадцать — это гостиничный номер, в котором все происходит по закону подлости. Однако этот естественный закон природы уберегает главных героев от предосудительных поступков. Помощник премьер-министра, вместо того, чтобы посетить государственное собрание, приглашает секретаршу в отель. В номере, где «включено все, и даже больше», за занавесками герои обнаруживают труп. Тут бы вызвать полицию, но политик, по известным причинам, не хочет, чтобы его узнали, поэтому труп прячут в шкаф. Все это время героям мешают настырный персонал отеля (Владимир Горянский и компания), который пытается то вытереть пыль в злополучном шкафу, то отправить чиновника на секретное заседание. А то и просто появляется не вовремя с фразой «Обслуживание номеров», слыша которую, зрители от смеха сползают с кресел.

Пытаясь выйти сухим из воды, помощник премьер-министра вызывает своего старого друга, а вскоре на пороге отеля появляется его жена (Лариса Руснак). Теперь уже и речи не идет о любовной афере — все усилия политического деятеля направлены на то, чтобы персонал гостиницы не обнаружил труп и не обвинил «веселую компанию» в убийстве. А через какое-то время обнаруживается, что труп вовсе и не умер, зато отлично разгуливает по отелю. Оказалось, это сыщик, которого наняли, чтобы проследить за помощником министром, которого от позора спасло лишь то, что сыщику на голову упала гардина и на время его оглушила. Пережив несколько жутких часов в ожидании позора, пристыженный главный герой раскаивается в первоначальном намерении, которое привело его на порог гостиницы. И удаляется восвояси в сопровождении жены, а также помощника, который за один вечер влюбился и решил жениться.

Пьесе британского драматурга Рэя Куни «№13, или Оликлюзив» — 25 лет. В свое время ее оценили как лучшую английскую комедию года и удостоили премии  имени Лоренса Оливье, награды, присуждаемой за профессиональные достижения в области театрального искусства. Комедии этого автора не зря сравнивают с маскарадами: здесь обличаются все помыслы героев, а социальные роли спадают, как маски, не скрывая истинных чувств персонажей. Британский аристократизм и консервативные взгляды редко бывают предметом иронии, так уж издревле повелось. Однако там, где есть власть, рано или поздно появляется ощущение вседозволенности. А, как гласит один из законов психологии, если человек может соврать или совершить противоправное либо аморальное действие, не имея негативных последствий, он это сделает. И все же сделка с совестью приводит героев Рэя Куни к логичной расплате.

Комедия положений — так определяют жанр драмы и сам британский драматург, и актеры, принимавшие участие в украинском театральном представлении. На первый взгляд легкая, эта комедия прекрасно показывает человеческую природу, наше поведение и реакции на некоторые вещи. Реальная нереальность — таким литературным парадоксом обычно описывают комедию положений, показывающую историю, от которой точно далека большая часть публики. Однако в такой пьесе все выстроено в соответствии с законами логики, пусть несколько схематичными, но такими правдивыми. Любое действие вызывает противодействие — в случае с героями «Олинклюзив» сама жизнь словно подбрасывает им опасность как противоядие — от дурных помыслов и поступков. Еще одно свойство комедии ситуаций — некая запутанность сюжета, в которой герои обязательно представляются не теми, кем они на самом деле являются. Вот так и здесь каждый претенциозно пытается выдать себя за другого, забывая о том, что удачно выбранная социальная роль не должна скрывать душу человека.

 Ася Шкуро

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?