Японские праздники, или как старый год провожали

Новый год в Японии — особенный праздник для всех, кто верит в чудеса. Правда, понимание чудес у представителей азиатской культуры отличается от привычного для европейцев. Судите сами: если для нас Дед Мороз со Снегурочкой — сказочные персонажи, в которых многие умудряются не верить, но выпрашивать подарки, то японцы считают Новый год, прежде всего, духовным праздником. В конце календарного цикла стоит подумать о душе, — уверены почитатели японских традиций. А сам образ чуда, которое стучится в дом в новогоднюю ночь, — ни что иное как символ просветления.

В декабре японцы отметили сразу четыре праздника: 8 декабря — День озарения Будды, «Процессия веков» отмечена на календаре 22 декабря, за ним следует Дзул («праздник лампад») — 25 декабря, и, наконец, «День великого очищения» 31 декабря.

Японские праздники: День озарения Будды

В переводе с санскрита «Будда» означает «просветленный». Это человек, который достиг наивысшей мудрости и обнаружил в своей душе целую вселенную.

Первым человеком, получившим просветление, считается Сиддхартха Гаутама. Известный под именем Будда, Гаутама был наследным принцем династии Шакья, он родился на границе Непала и Индии, в Капилавастху, в 623 году до нашей эры. По традиции, ребенка показали браминам, и те обнаружили на теле младенца более сотни знаков, которые свидетельствовали о том, что ему суждено стать либо монархом, либо просветленным. Второе не понравилось его отцу, который боялся, что род может прерваться, и он попытался оградить сына от жизненных тягот. Впрочем, от судьбы не уйдешь, так и Гаутама не нашел покоя в роскошных дворцовых залах и, оставив привычную жизнь, отправился на поиски себя — чтобы получить ответ на вопрос, как преодолеть горести и печали этого мира. Медитативные практики позволили ему ощутить незабываемый опыт единства с собственным Духом, и с тех пор Будда путешествовал по различным местам, стараясь облегчить человеческие страдания.

Почему День озарения Будды празднуют именно восьмого декабря? В древних сказаниях часто фигурирует цифра восемь, а в буддизме описывается «восемь драгоценностей», или «восемь эмблем славы». Это набор из восьми предметов, символизирующих символику буддизма. Одно из них — Колесо Дхармы — олицетворяет движение Владыки мира и состоит из восьми спиц, способных разрушить препятствия на пути к Просветлению. А все восемь спиц означают благородный восьмеричный путь Будды. Его составляющими были правильное воззрение, правильное мышление, чистая речь, уважительное поведение, правильный образ жизни, благостные усилия и высшее осознание.

Для людей, исповедующих буддизм, День озарения Будды — очень важный праздник, когда можно по-настоящему ощутить свободу благих мыслей и действий, а еще в конце года подсчитать все хорошие дела, совершенные за прошедшие двенадцать месяцев.

Японские праздники: «Процессия веков»

Японские праздники

Через две недели после Дня озарения Будды японцы отмечают Дзидай Мацури («Процессию веков»). Этому празднику менее ста лет, возник он в 1895 году, когда был возведен храм Хэйан-дзингу в честь 1100-летней годовщины основания города Киото. Храм был посвящен Камму и Комэй — первому и последнему из императоров, живших в Киото. Само строение храма — копия административного здания императорского дворца в Киото, но в меньшем масштабе.

Праздник начинается рано утром с торжественной службы (синкосай) в храме Хэйан-дзингу, где священнослужители возносят молитвы в честь двух императоров. Затем из храма выносят два микоси (переносные святыни), в которых, как считается, временно обитают души императоров Камму и Комэй. Позже микоси займут свое место в грандиозной процессии. На протяжении всего пути от Хэйан-дзингу до императорского дворца Госё и обратно процессию ждут тысячи людей — жители города и его гости.

Во время шествия зрители видят представителей различных периодов японской истории. В процессии, в основном, участвует средний класс, на площадь не выходят чересчур богатые люди, большинство участников шествия — прекрасный пол человечества. По одной из версий, это связано с повышенным интересом к литературной деятельности. Ведь в хэйанскую эпоху достигли своего расцвета литература, искусство, ремесла, повлиявшие на дальнейшее развитие культуры.

Японские праздники: Дзул и День великого очищения

25 декабря японские буддисты отмечают Дзул (праздник лампад). Это событие напоминает о дне, когда в нирвану погрузился Богдо Цзонхавы (1357-1419). Он почитается в Тибете, а два его основных сочинения — «Ламрим» (посвященное общему пути Махаяны) и «Нагрим» (посвященное пути Тайной Мантры) — полностью охватывают духовную практику буддизма.

В день памяти Цзонхавы принято есть особую кашу, которая варится из кусочков теста. С наступлением темноты внутри и вокруг храмов и монастырей зажигают тысячи масляных лампадок («зула», отсюда и название праздника). Лампадки горят до самого рассвета, и, если представить буддийские монастыри и храмы в эту ночь сверху, они покажутся чудесным, ярким обращением к небожителям всех времён. В дни празднования Зула Хурала благоприятно совершать благодетельные поступки, налагать на себя обеты (в том числе обет молчания в знак почитания Будды), поститься, делать подношения храмам.

Наконец, в последний день уходящего года в японской традиции принято отмечать День великого очищения. Это очень символично, ведь когда как не 31 декабря мы можем переосмыслить уходящий год и сбросить с себя моральные тяготы, которые беспокоили весь год. Именно в этот день мы можем загадать самые искренние желания с надеждой, что они станут явью. Так что, если ваши стремления были добрыми, без сомнений ожидайте настоящих чудес в новом году.

Кристина Рябкова

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?