Японская живопись суми-э: красота — в созерцании

Японскую каллиграфию суми-э овевают сказки, столь же впечатляющие, как замысловатые узоры восточной живописи. Говорят, при помощи этого искусства можно привести в баланс душевное состояние, «нарисовать» себе красивую жизнь, да и просто передать порывы сердца в цветных завитках, остающихся на бумаге.

Суми-э появилось на рубеже между VIII и IX веками. В древности, для того, чтобы овладеть этим искусством, нужно было соответствовать некоторым критериям и следовать нескольким принципам.

Первый концепт называют словом «фурюу». Согласно этому принципу, перед занятиями должен был пройти духовное очищение, а лишь затем приступать к созданию полотен.

Вторая идея суми-э — ваби — призывала относиться к творчеству как к созерцанию душевной красоты и ухода от мирских проблем.

Следующее кредо, проявляющийся в суми-э, звучит, как древний афоризм «Memento Mori» («Помни о смерти»). Холодная экзистенция, суровое, неумолимое бытие, которое расчертило жизнь человеческую на отрезки, проводя линию от детства до старости и увлекая в пустоту… Обо всем этом не должен забывать творец, подходя к принципу суми-э под названием «саби». Картина, которая передает глубину человеческой души, все же не должна затмеваться кричащей силой эмоций. Ведь, созерцая живопись в технике суми-э, человек должен оставаться отстраненным наблюдателем жизненной драмы, который не слишком вовлекается в ее бури. А само слово «саби» на японском языке имеет четыре значения – покой, зима, смирение и старость.

Еще одна основа основ в суми-э — юргэн, в понимании азиатов это — «красота одинокой печали». Это образ «ледяной» красоты, построенный на сплошной эстетике и множестве подтекстов, скрывающихся за обманчивым постоянством линий.

И, наконец, последняя вещь, замыкающая суми-э в ряд философских истин, — это моно-но аварэ, в переводе — очарование вещей. Искусство призывает смотреть не на общепринятые стандарты красив ого и уродливого, а, скорее, ориентироваться на принцип «красота в глазах смотрящего».

Чтобы узнать больше о самой технике, в которой принято выполнять суми-э, мы поговорили с психологом и арт-терапевтом Марией Первишко. Мария более двух лет обучалась суми-э и применяет его в ходе психологической работы.

— Расскажите, пожалуйста, в чем отличие суми-э от акварельной живописи?
— Отличие суми-э от западной живописи принципиальное. В суми-э нет предварительных зарисовок, набросков, разметки. Рисунок создаётся спонтанно, и художник не может вносить коррективы. Это связано с тем, что тушь и рисовая бумага (материалы, которые используются для рисования) сцепляются быстро и «намертво».
Чтобы стать мастером суми-э, необходимо иметь отточенную технику нанесения мазков. Такая техника нарабатывается годами. Существуют специальные прописи для тренировок. Техника должна быть развита так, чтобы одним взмахом кисти изобразить, к примеру, ствол бамбука, чтобы он имел объём. Есть определённые мазки, которыми изображают листья орхидеи, другими рисуют ягоды винограда, лепестки пиона и так далее.
При этом есть ещё один необходимый компонент: художник должен не только владеть самой техникой рисования и уметь составлять композицию из отдельных мазков и объектов, но уметь передать, так называемый, «дух суми-э». Что это такое описать довольно сложно. Дух суми-э можно почувствовать, когда смотришь на рисунок. Это чувство прекрасного, сопереживания, погружение в рисунок, это ощущение, что за изображением на бумаге есть что-то большее.

— Как происходит обучение суми-э в Японии?
— Насколько я знаю, в отличие от обучения в России, японские и китайские учителя начинают с того, что в течение нескольких первых месяцев разрешают ученикам только лишь тренировать мазки. В этот период никаких рисунков ученики не делают.

— Почему суми-э считают не только художественной, но также и духовной  практикой?
— Суми-э начали практиковать буддистские монахи, и изначально это была одна из техник медитации. Любой, кто начнёт рисовать суми-э, ощутит, как меняется внутреннее состояние. Оно становится более расслабленным, но в то же время сосредоточенным. Происходит погружение во внутренний мир и концентрация на собственном отношении и чувствах, и одновременно — созерцание внешнего мира, повышение уровня осознания происходящего. Приходит состояние внутренней тишины и покоя.
В основе рисования —минимализм и духовная составляющая. Изначально суми-э — монохромная живопись. Для неё использовались только разные градации серого цвета, что достигалось при помощи разведения воды и туши в разных пропорциях. Цветная тушь в изображениях суми-э появилась значительно позже. В настоящее время художники суми-э активно используют специальные минеральные краски.

— Как правильно подбирать  цвета в суми-э?
— Особых критериев нет. Всё зависит от вкуса и стиля художника.

— Есть ли какие-то правила в композиции суми-э?
— Согласно классическим канонам, принятым в японской эстетике, в изображении не должно быть симметрии. Изображение смещается влево или вправо от центра. Также если изображается цветок, то листья и лепестки должны быть расположены асимметрично, ветви и стволы бамбука не могут быть параллельны.
Также в рисунках приветствуется пустое пространство. Это позволяет создать некую недосказанность. Таким образом, у зрителя появляется возможность дофантазировать изображение. Недосказанность включает воображение, вызывает ассоциации. Зритель в восточной живописи — это также участник творческого процесса. На востоке говорят, что важно не только уметь создавать красоту, но и уметь её созерцать.

Ася Шкуро

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?