Флешмоб: игры, в которые играют толпы

флешмобВзрослые любят играть и играют просто. Действующие лица не знакомы, зрители — случайные прохожие. Сценарий — в традициях театра абсурда. Знакомьтесь, это — Флешмоб, любимая игра современной молодежи. 

Как-то раз в Интернете меня (и ещё три сотни человек) пригласили на необычную встречу. Участникам предлагалось прийти на площадь с воздушным шариком и подарить его любому прохожему. Меня восхитила эта затея — скольким уставшим людям можно сделать приятное! Однако любовь к расследованиям победила восхищение, и я решила разобраться, какой такой добрый волшебник стоит за этим. Но об этом — позже, а пока немного теории.

Обычно действие происходит так: кто-то бродит со скучающим видом, кто-то спешит по делам. Вдруг несколько человек начинают совершать какие-то действия, на первый взгляд бессмысленные — открывать зонтик под палящим солнцем, танцевать брейк или ходить на руках. За короткое время собирается всё больше народа. Зрители включаются в увлекательное представление, которое называется флешмобом.

Вначале было слово. И слово было — Интернет

Эта современная игра имеет строгие правила. В основном во флешмобе участвуют молодые люди, не знакомые друг с другом. Встреча организовывается в Интернете, и в назначенный час серая улица озаряется вспышками радости (по крайней мере, так считают завсегдатаи флешмобов). Основной принцип флешмоба — быть вне политики, религии и экономики. Он устраивается только ради развлечения. Это неплохой способ подурачиться в компании незнакомых людей, выплеснуть усталость и поднять настроение. Психологи утверждают, что человек в современном мире перегружен делами, социальными ролями и масками, всё время находится в жёстких рамках, навязываемых обществом:

«Флешмоб — это, в первую очередь, ярко, интересно, динамично, это мероприятие несет в себе какую-то идею и знакомит людей-единомышленников. Это интересно и тем, кто внутри, и тем, кто вовне — кто оказывается свидетелем, очевидцем. Бывает, что трудно не заразиться этой энергией и духом товарищества. Не удивительно: в этом нуждается практически каждый человек. Это своего рода игра, причем, командная игра, и этим обуславливается популярность флеш-мобов», — объясняет психолог Дарья Константинова.

Я постаралась разобраться, чем ещё живёт флешмоб, кроме потребности в адреналине. Я вышла на организатора флешмоба, которым оказалась ведущая тренингов в стиле «Как стать женственнее». Флешмоб устраивался в честь дня её рождения, и в некоторых городах его целью была запись поздравления имениннице. За самое лучшее видео полагался приз — диск этой самой виновницы торжества. Дальше — всё как положено: ссылка на сайт, предложение приобрести книги, диски, прийти на тренинг. И, конечно, цены. Конечно, в рекламе ничего странного нет. Но зачем называть её флешмобом?

Что же перевешивает в современном флешмобе: желание повеселиться или скрытые механизмы, позволяющие управлять подсознанием? На этот вопрос мне ответил тренер по нейролингвистическому программированию Андрей Близняков (г. Ростов-на-Дону): «В момент сбора флешмоба нужно его «продать». В подобных ситуациях часто используется лингвистика из НЛП. От милтон-модели (что и является одной из основ Эриксонианского гипноза) до фокусов языка и вербального рефрейминга».

Суть Милтон-модели сводится к использованию расплывчатых фраз, которые вроде бы подразумевают что-то, но прямо не говорят. В этом случае слушатель (или читатель) приспосабливает такие фразы под своё восприятие, переживание, ему кажется, что предложение создано специально для него. Часто в описании флешмобов встречаются фразы а-ля «Поднимите настроение городу», «Подарите людям радость», «Чудо, в котором вы примете участие». Дальше следует инструкция (правила флешмоба), и заинтересованный человек готов выполнять бессмысленные на первый взгляд действия, которые будто бы соотносятся с заданным настроением. Это чувство расширяет границы человеческого сознания, позволяет ему совершать то, что он бы не совершил, скованный общественными законами. На это и направлен рефрейминг в НЛП, если, конечно, организаторы сознательно используют эту модель поведения.

 Флешмоб: игра в слова

Флешмоб переводится как «мгновенное столпотворение». Однако «Mob» в переводе с английского — не только «толпа». У этого слова очень грубые синонимы: чернь, банда, сборище, шайка. Назовут ли хорошее дело «шайкой», вот в чём вопрос?

Некоторое время назад в Интернете появилось видео с днепропетровского флешмоба: на площади на расстеленных покрывалах лежат тинейджеры. Проходившие мимо люди комментировали: «Совсем с ума сошли!», «Делать больше нечего!». Так думали и те, кто не понимал, что происходит, и те, кто догадывался о том, что здесь проходит настоящий флешмоб. А дело было вот в чем: в тот день в 18:00 около пятидесяти человек, не показывая, что они знакомы друг с другом, зашли с разных сторон на Европейскую площадь. В руках у каждого была подушка или покрывало. Заметив скрытый сигнал, ребята постелили покрывала прямо на асфальте и улеглись.

Казалось, участники флешмоба получали удовольствие от самих эпатажных действий, но на самом деле эта акция имела политический подтекст. На сайте флешмоба было сказано: «Организаторы и участники хотят показать, что власть не создает достаточных условий для развития молодежи, не дает возможности работать на нормальной, престижной работе, не дает возможности участвовать в управлении страной и молодежи остается только одно — впасть в спячку!» Мне удалось найти комментарий одного из участников, который утверждал, что цель этого флешмоба — не только выразить некую гражданскую позицию, но и привлечь внимание к фестивалю «СтудРеспублика». Как «спящий» флешмоб помог его участникам найти работу или изменить что-то в жизни города, остается непонятным… Более того, такие флешмобы нарушают основополагающий принцип этой игры — не иметь ничего общего с политикой.  

Флешмоб: театр абсурда

История флешмобов овеяна тайной. Говорят, что первое мероприятие такого рода состоялось в Америке в 2003 году, когда группа из 200 молодых человек пришла в мебельный отдел универмага «Macy’s» и сказала продавцам, что живёт вместе на складе в пригороде Нью-Йорка и пришла купить «Коврик Любви».

Но самое абсурдное «столпотворение», когда толпа внезапно собралась, рассказала небылицу и резко испарилась, случилось задолго до этого. В. Матвеев в книге «Флэш-моб полувековой давности или психология толпы» пишет о происшествии, овеянном легендами. В 1956 году в российском городе Куйбышеве, что под Новосибирском, народ собрался на дискотеку. Одна девушка пришла на вечеринку, сняла со стены икону Николая Чудотворца и сказала, что будет танцевать с изображением святого. Впоследствии жители этого дома вспоминали: кто-то пустил слух о том, что в этот миг небеса почернели, сверкнула молния, и девушка превратилась в статую. Даже милиция приезжала разбираться, но ничего криминального не обнаружила. Ещё целую неделю любопытные «штурмовали» злополучный дом, желая увидеть окаменевшую девушку. А потом все разошлись и забыли о невероятном превращении.

На этом примере можно рассмотреть схему, на которой построены многие механизмы управления народными массами. Сплетня или идея, запущенная в информационное пространство, должна быть неожиданной, граничащей с абсурдом. В толпе идея заражает одного за другим двумя способами: активизацией настроений через возбуждение и слухами. Возбуждение приводит к агрессивным действиям. Кстати, по такому же механизму работают так называемые «студенческие революции».

флешмоб

Флешмоб: по правилам и без

Что же происходит на самом деле и где совершается подмена понятий? Попробуем представить себя властелином, по одному слову которого люди встают со своих диванов и собираются на площади, танцуя ча-ча-ча. Заманчиво, но неправдоподобно? Просто создаёте в Интернете встречу — и ваше веление, даже самое глупое, будет исполнено. Сила толпы — сила флешмоба.

Наблюдая за позитивными действиями (т. е. направленными на созидание) или «творя» позитив своими руками, человек расслабляется. Организаторы флешмобов часто предлагают участникам «подарить радость незнакомым людям». Совершая не характерные для обычной жизни действия, мы переполняемся впечатлениями. Если же действует коллектив, как это практикуется во флешмобе, происходит целая бомбардировка приятными эмоциями. Перегруженный мозг теряет способность анализировать, человек испытывает бешеную эйфорию. В таком состоянии можно совершить всё, что тебе говорят, как бы абсурдно ни было действие.

Направление в психологии, изучающее поведение «толпы», убеждает: коллективом руководит эмоциональная встряска. Г. Лебон в «Психологии масс» рассказывает, как организовывались бунты крестьян. Вместе люди совершают то, что не под силу сделать одному — умело запущенная идея поднимает людей на баррикады. Возбуждённая толпа готова пойти даже не агрессивные действия.

В середине июля нынешнего года в Петербурге прошёл флешмоб под кодовым названием «Внезапная смерть». Около 300 тинейджеров упали замертво на улицах Петербурга. Если это была проверка граждан на неравнодушие, то она удалась: жители Питера принялись вызывать «Скорые». А если просто весёлая шутка, то это — флешмоб из серии «глупее не придумаешь», ведь, возможно, из-за ложных вызовов «Скорой» врачи не доехали до умирающего. В социальных сетях ребята пишут, что делают это для того, чтобы развеселить прохожих.

флешмоб

Флешмоб давно уже вышел за рамки собственных правил, и этим словом стали называть самые разные мероприятия, в том числе и акции протеста. Главный научный сотрудник ВНИИ МВД России Игорь Сундиев называет флешмобом экстремистскую акцию, в ходе которых более 40 человек получили повреждения: «На форумах скинов подбирались ребята. По электронной почте им высылали инструкцию по ведению боевых действий в городских условиях и предлагали встретиться в определенной точке. Собирались 5–10 человек. Руководитель им говорил: «Добегаем до кинотеатра и нападаем на первого азиата, который нам попадется». После нападения все разбегались. Они не знали друг друга, и видеть друг друга практически не видели, так как были в капюшонах».

Ребята были заранее настроены агрессивно, скажете вы. К сожалению, временами даже обычные флешмобы создают настоящую опасность. В Улан-Удэ перед новым годом проводился массовый запуск воздушных фонариков. За несколько секунд до начала акции в аэропорту Улан-Удэ приземлился самолёт. Если бы фонарики запустили минутой раньше, могла случиться катастрофа — при попадании предмета в двигатель. К слову, у органов воздушного движения участники разрешения не просили.

В Твери проходил романтичный флешмоб, на котором нужно было запустить «небесные фонарики» под мостом. Организаторы призывали людей «зажечь сердца» и поделиться любовью с окружающим миром, отпустив огненные фонарики в воздух. Кончилась акция печально: фонарики не успели погаснуть в воздухе, и вспыхнул пожар.

Флешмоб: испытание свободой

Когда вы идёте на флешмоб, помните: каким бы хорошим ни был призыв, действие может осуществляться по законам толпы. Толпа всегда бессознательна, импульсивна и орудует инстинктами. Человек в толпе получает статус «анонимности» — ему не нужно отвечать за свои действия. А теперь внимание: одно из правил флешмоба — не разговаривать с другими участниками и не приходить компанией больше двух человек.

Люди, формирующие вокруг своей идеи толпу (во флешмобе они называются «маятниками»), бросают в воздух эмоциональный заряд, который достигает взрывоопасного состояния. В толпе сознание не контролирует всё происходящее.

Я обратилась за комментарием к НЛП-тренеру Андрею Близнякову: «На самом флешмобе (как и в случае любой толпы) снижена критичность восприятия, повышено ведение массами, автоматическая подстройка к окружающим, трансы. Собственно НЛП не является открытием методов, к нему относящихся, а по больше части описанием и систематизацией их. Так что вопрос, на мой взгляд, надо ставить об осознанности применения организаторами чего-либо, потому как даже и без осознанного применения многое описанное в НЛП и само собой возникает».

Как же отличить спонтанный флешмоб от спланированной акции? В большинстве случаев интернет позволяет проверить, кто организовывает мероприятие. Ведь, возможно, вы просто хотели развлечься и разрядить эмоции, а не поучаствовать в чьей-то пиар-акции. И, напоследок, не забывайте: во всём есть смысл. Я спрашивала многих знакомых, с какой целью они принимают участие во флешмобах. Ответы были похожи: определённой цели нет, хотелось подурачиться. Но подумайте, если вы не можете ответить на вопрос «Зачем?», возможно, кто-то уже ответил за вас?

Ася Шкуро

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?