Фастфуд: индустрия сытых желудков или архаической жадности?

ФастфудОднажды, проходя мимо очередного кафе быстрого питания, я заметила большое количество людей у входа и поймала себя на мысли — почему столь многих привлекает фастфуд индустрия? Какие потребительские мотивы управляют желанием вкусно поесть?

Наблюдение невольно привело меня к размышлениям о том, каким образом происходит выбор потребителя. Как мы определяем, что именно нам нужно? Мне предстояла нелегкая задача — разобраться, что стоит за работой талантливых маркетологов и бренд-менеджеров и движет нашими желаниями.

Есть ли жизнь без фастфуда?

Первым делом я обратилась к людям, которые увлекаются подобной едой, чтобы понять, какие ощущения они испытывают, когда употребляют эту высококалорийную и вкусную пищу.

Вот что думают некоторые респонденты, любезно согласившиеся ответить на мой вопрос, что заставляет их зайти в один из известнейших фастфудов McDonald’s.

— Точно не могу сказать, что конкретно меня привлекает. Наверное, это связано с быстрым обслуживанием (я экономлю время для работы), а еще вся еда очень вкусная и доставляет массу удовольствия, сюда хочется заходить все чаще и чаще, — говорит Алена, дожевывая гамбургер.

Ее подруга Мария добавляет:

— Когда я чувствую запах еды из McDonald’s, ничего не могу с собой поделать и тут же заказываю себе чизбургер с картошкой фри и колой.

Я вношу долю скептицизма в разговор:

— Неужели вас не беспокоит сомнительная пищевая ценность этих блюд? Разве вы не думали о переходе на здоровое питание?

— Конечно, мы думаем о здоровом образе жизни без фастфуда, но желание поесть вкусно и быстро никто не отменял. Кстати, было бы очень интересно узнать правду о том, почему очень многим людям нравится эта еда, — рассуждает Мария.

Вот и я задалась этим вопросом. Проанализировав ответы, заметила важную деталь: все участники опроса в ответах указывали на то, что тем или иным способом были задеты их рецепторы. Возможно, желания, спонтанно возникающие в сознании человека, на самом деле неразрывно связаны с внешним воздействием на мозг человека?

Фастфуд и «вкусные» манипуляции

Мысли, вращающиеся в этой плоскости, привели меня к выводу, что маркетологи компании мастерски выполняют свою работу, ибо McDonald’s обладает всем, чтобы быть в умах потребителей. Очевидно, компания в работе с потребителями использует нейромаркетинг, то есть получение нужной информации о том, что предпочитает потребитель на основе физиологических реакций человеческого организма. Таким образом, продукция компании воздействует на мозг человека и его рецепторы посредством использования специфических вкусовых качеств, запаха (который, надо сказать, всегда распространяется на несколько метров дальше самого заведения, вероятно для того, чтобы привлечь еще больше посетителей), а также визуально идеальных форм блюд, которые, без сомнения, есть еще приятнее. Исследователь Дэвид Льюис отмечает, что манипулятивной уловкой следует считать и слоган McDonald’s: «Вот что я люблю» — эти слова не вызывают ощущения, что вас завлекают в сети, в отличие от фразы «Вот что вы любите». Заменив «вы» на «я», разработчики стратегии совершили то, что в психологии называется «переносом» эмоций — хотя слоган звучит из чьих-то, явно не ваших уст, когда вы покупаете продукцию, вы автоматически переходите на сторону любителей фастфуда.

Наши желания и линия поведения во многом связаны с процессом эволюции. Это подтверждают основатели эволюционной психологии Леда Космидес и Джон Туби из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре. По их мнению, мозг человека состоит из множества функционально вычислительных устройств, сформировавшихся для решения адаптивных задач, с которыми регулярно сталкивались наши предки, охотники и собиратели.

Движимые потребностью, сформировавшейся в результате эволюции, мы подвержены врожденным желаниям и предпочтениям. Например, вы когда-нибудь задумывались о том, почему нам так нравится еда и мы получаем от нее удовольствие? На самом деле, ценность пищи заключается не только в ее необходимости, а еще и в том, что добывать ее на протяжении всей человеческой истории было достаточно сложно. Это и стало основанием наших эмоциональных желаний. Ведь мы всегда хотим то, что для нас важно и чего больше всего не хватает. Теперь с легкостью можно ответить на вопрос, почему компания McDonald’s имеет невероятный успех в мире. Это обусловлено не только высоким уровнем мастерства и профессионализма маркетологов компании, которые хорошо разбираются в нейробиологии, но и тем, что большая часть блюд, предлагаемых в кафе, соответствует врожденным предпочтениям человека, сформировавшихся в процессе эволюции.

Фастфуд: страсти и пристрастия

Так как наши предки жили в сложных климатических условиях, их рацион неизбежно включал в себя продукты, насыщенные жирами и солью, поскольку именно эти вещества очень важны в условиях выживания. Древний человек тратил во много раз больше энергии для поддержания жизнедеятельности в сложных ситуациях, нежели современные люди.

Отсюда происходит врожденная любовь к соли, сахару и жирной пище, которая в изобилии присутствует в меню McDonald’s. Так как растения не могут извлекать соль из почвы, человек приспособился и стал питаться животными — именно поэтому сегодня много людей включает в рацион мясо и соленые продукты. Это говорит о том, что мы все еще сильно связаны образом мыслей охотников и собирателей.

Тем не менее, нужно помнить: с тех пор, когда первобытному человеку требовалось большое количество жирной и соленой пищи, прошла не одна тысяча лет, условия жизни изменились. Современному человеку нет необходимости расходовать большое количество энергии для выживания, поэтому на сегодняшний день нам вовсе не требуется такое большое количество соленых и жирных продуктов. Ведь они способствуют развитию сердечно-сосудистых заболеваний и сахарного диабета.

А вот употребление продуктов растительного происхождения, напротив, укрепляет сердечно-сосудистую систему и очищает организм.

В век инноваций и технологий мы перешли на малоподвижный образ жизни, но активные люди всегда найдут способ, куда можно было бы потратить накопившуюся энергию — занятие спортом или другим активными видами деятельности способны принести нашему организму невероятную пользу, привести мышцы в тонус, а также повысить мыслительную деятельность.

Кристина Рябкова

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?