Толерантность: человек человеку друг?

Толерантность«Если ты ненавидишь, значит, тебя победили» — Конфуций следовал этому принципу абсолютно, и вот почему. Жизнь водила мудреца от райской роскоши до нищенского забытья: с одинаковым достоинством Конфуций переживал времена, когда бродягой кочевал по миру — и когда был главным китайским министром.

Выравнивая крайности, Конфуций всегда придерживался «среднего пути»: он верил в то, что мир показывает людям их собственное отражение, а потому присутствие добродетели облагораживает окружающих. Однажды на философа напали вооруженные люди, и он воскликнул: «Разве не обитает во мне истина? Если бы небо желало, чтобы истина погибла, тогда бы и я не имел такой любви к истине. А пока небо не дает погибнуть истине, что может сделать со мной народ Куана?»

Не называя толерантность привычным для нас названием, Конфуций дал ей исчерпывающее определение. Сегодня, 20 ноября, в Международный День толерантности, поговорим об отсутствии ненависти, вере в себя и в других людей, которые являются братьями — по человеческому облику.

Толерантность: история и противоречия

Традиционно считается, что толерантность — это способность без агрессии воспринимать мысли, поведение, самовыражение и образ жизни другого человека, которые, возможно, отличны от приемлемых для тебя.

Толерантность

Понятие толерантности имеет еще и латинское значение: tolerantia — способность организма переносить неблагоприятное воздействие факторов окружающей среды. Официально термин в науку ввел английский иммунолог Питер Медавар в 1953 году, чтобы обозначить отношение иммунной системы к пересаженным инородным тканям. Можно сказать, что человек, которому пересадили сердце, сталкивается с толерантностью собственного организма. С другой стороны, абсолютная медицинская толерантность как неспособность организма «постоять за себя» приводит к отказу вырабатывать антитела и, как следствие, к смерти. Противоречия, проявившиеся уже на физиологическом уровне, переносятся и на социальный.

Интересно, что возникла толерантность в западной культуре, как реакция на религиозные войны. Почему религия, которая проповедует любовь к ближнему, становится причиной массовых убийств? Ответ на этот парадоксальный вопрос прост: нетерпимость разрушает «иное» и сужает «правое дело» до фанатизма. Та же история с идеологией: любая война формируется еще и на противопоставлении ценностей одного народа другому. Чтобы столкнуть лбами две нации, их нужно развести, пусть и незаметно для простого человека, по разным мировоззренческим баррикадам. Построение философского фундамента обычно становится уделом интеллигенции, которая культурно обосновывает необходимость вторжения или ведения военных действий. Поэтому люди искусства должны чувствовать ответственность за свои высказывания и концепции, так как люди склонны доверять харизматичному лидеру.

Немецкий литературный деятель Генрих Гейне не случайно выводит логическую цепь террора Великой французской революции от лозунга Просвещения «свобода, равенство, братство»:

Это все революции плод.

Это все ее доктрина.

Во всем виноваты Жан-Жак Руссо,

Вольтер и гильотина.

Толерантность

По мнению американского социолога и политолога Самюэла Филлипса Ханингтона, именно Великая французская революция стала роковой точкой отсчета, когда линии конфликтов «начали пролегать не столько через правителей, сколько через нации». Если до этого политика принадлежала «государственным мужам», то отныне идеи «высшей расы» заставляют людей брать в руки оружие и стрелять друг в друга, оправдывая убийства глобальными интересами. «Столкновение цивилизаций» — термин, введенный С. Ханингтоном, приоткрывает завесу мировых войн: страны сталкивают друг друга в пропасть, но, на пустыре окровавленной истории это позволяет им вершить судьбы наций на международной арене в дальнейшем. Геополитика из сложных политических махинаций превращается в слово, перечеркивающее ценность жизни одного человека.

Немецкий ученый и публицист Вильгельм Швебель говорил: «Быть терпимым — значит уважать других, а не терпеть, когда они переходят все границы». Попытка навязать человеку свое мнение часто заканчивается провалом. И также  посягательство на культуру другого народа, лишенное взаимного проникновения, чревато разрушением и жертвы, и агрессора.

Вот почему так важен диалог — людей, культур и цивилизаций: нет такого конфликта, который нельзя решить путем переговоров. В этом контексте толерантность приобретает особую важность. Толерантный человек свободно выражает мысли, прислушиваясь и к мнению окружающих. Личность, обладающая внутренней наполненностью, не будет наступать на свободу другого человека, потому что знает: то, что не похоже на нас, может стать источником духовного обогащения.

Толерантность: я един со всем человечеством…

Одна из самых проникновенных идей толерантности принадлежит английскому поэту XVII века Джону Донну: «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе».

Если в условиях мира эта концепция не вызовет особого противостояния, то когда народ ввергают в войну, мировоззрение меняется. Священная война — отстоять себя и свой дом, отомстить за убитого друга — так ли она священна в своей сути?

… В днепропетровском театре «Верим» идет спектакль под названием «Реквием в 2-х частях: Рядовые», о Второй мировой войне. Солдаты из одного отряда обнаруживают, что их товарищ ни разу не выстрелил, и собираются привлечь к военному трибуналу. В ходе разговора обнаруживается: осужденный не стреляет по религиозным соображениям — «Не убий» — гласит заповедь. Его спрашивают :

— А если твоих детей будут убивать, ты не убьешь врага?

— А если ты будешь умирать с голоду, не украдешь?

— Что делать тогда, когда жизнь подводит тебя к тому, чтобы убить или украсть?

На что солдат ответил:

 — Но никогда потом не думай, что сделал правильно…

Он так и не выстрелил, но пал от вражеской пули.

Проблема не в решении одного человека, а в трагедии, которая случилась с целым народом, подменила ценности мирной жизни принципами выживания в условиях войны.

Как отличить толерантность от приводящей к страданиям терпимости? Не стоит терпеть негатив, например, закрывать глаза на нарушение прав человека или манипуляции. Толерантность, суть которой — в уважении, не может унижать человека, который ее проявляет. И уж, конечно, не путайте толерантность с пассивностью: именно бездействие и безразличие позволяют безбоязненно вершить зло.

Ася Шкуро

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?