Творчество и его враги

ТворчествоТворчество — это деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца. Именно такое определение предлагает нам толковый словарь. Считая творца центром мироздания, мы порой отрицаем существование музы, которая посещает человека во время творчества. А что об этом думали много лет назад?

Древние греки и римляне верили, что творческие способности — это спутники божественного, которые приходят из ниоткуда по таинственным, неизвестным причинам. Даже Сократ утверждал, что иногда его посещает дух, вещающий мудрую волю богов. А римляне называли полет фантазии «свободным творческим проявлением гения». Они не заявляли о человеческой гениальности — гений, по их мнению, это фантастическая сущность, которая живет в доме творца.

В древние времена люди не верили, что творчество является свойством человека. Если творец создал нечто грандиозное — это, в первую очередь, заслуга высших сил. Если работа получилась неудачной, значит, вас подвел гений. Античные деятели никогда не брали на себя ответственность за весь результат работы, каким бы он ни был — положительным или отрицательным. Поэтому в характере древних людей не наблюдалось нарциссизма.

Со временем взгляды изменились. Во времена Ренессанса люди считали, что в центре мироздания должен быть индивид, поэтому места чудесам и мистическим существам не осталось. Пришло время рационального гуманизма, когда о человеке говорили «он гений», а не «у него есть гений». Люди стали думать, что человек есть ни что иное как сосуд, источник созидательного, неизвестного, мистического и божественного, а это является огромной ответственностью для хрупкой психики. Такие взгляды очень сильно влияют на эго, именно под этим грузом берут начало сумасшедшие ожидания от результатов труда: слава, нарциссизм, разочарование, депрессия… Чрезмерное внимание к себе все усложняет. Творческий человек теряет способность играть и наслаждаться процессом. По этому поводу А. П. Чехов писал одному молодому литератору: «Гоните, батенька, себя прочь из ваших рассказов. Меньше себя, меньше!». Примерно о том же говорит автор учения о потоке, как проживании в счастье, представитель позитивистской психологии Михай Чиксентмихайи: «Во-первых, меньше эгоизма! Не стоит чрезмерно копаться в себе или заранее радоваться славе и богатству, которые могут принести плоды вашего труда. Расслабьтесь и наслаждайтесь жизнью это лучший рецепт обретения потока».

Любая деятельность человека поддается критике, особенно творческая. Когда вы показываете свою работу кому-либо, то должны быть готовы к хорошему, плохому и злому. И чем больше людей увидят ваши работы, тем больше критики на вас обрушится. Поэтому нужно уметь правильно ее воспринимать, с максимальной выгодой для себя. Проанализируйте ошибки и не останавливайтесь на достигнутом. Помните, что не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Еще один враг творчества — это внутренняя цензура, система социальных запретов, которые стали частью самой личности и принимаются не как внешние, а как собственные.  «Так можно — так нельзя», «Это хорошо — это плохо», «Наши предки так не делали», «Раньше этого не было», «А об этом и думать не смей» — всё это «лозунги» внутренней цензуры. Они практически не подвергаются критике и логическому анализу. Почему это хорошо, а то плохо? Почему так справедливо, а так — нет? У многих людей попытки проанализировать цензурные постулаты вызывают резкую негативную реакцию, как правило — идущую тоже из бессознательного. Сила цензуры в том, что человек априори убежден в ее доктринах и не готов подвергать их сомнению. Но когда цензурные устои вступают в конфликт либо между собой, либо с внутренними потребностями — тогда человек выражает сопротивление окружающей социальной среде. А это будет негативно сказываться на любой работе.  «Надо поступать разумно» — для многих людей «разумно»  значит «как принято большинством», в соответствии не со своим разумом, а с «разумом предков», который не проверяется собственной логикой. И проблема такого «разумного» поведения в том, что традиции и обычаи достаточно консервативны и не всегда меняются в соответствии со сменой условий существования. Зачем, собственно, человечеству и понадобилась логика и аналитическое мышление: чтобы соотносить свои поступки не только с традициями предков, но еще и с изменяющимися условиями реальной жизни. Хоть цензура и полезна, но, как говорится, все есть яд, и все есть лекарство, важна лишь доза.

Лень и слабая воля также мешают начать творческий процесс и преодолеть психологическую инертность. Мало кто знает, что первая жена писателя А. Куприна своеобразно избавляла его от лени. Она запирала начинающего писателя в комнате, рационально ограничивая его в еде и питье. Он писал… Затем подкладывал исписанный лист под дверь. Она прочитывала и выражала свою оценку: «Плохо». Куприн совершенствовал свой стиль, пока не становилось «хорошо» или «лучше». Конечно, впоследствии он с ней развелся. Но осталась ли благодарность за этот «кнут»? По сути, женщина выгнала из него лень и с каждым разом он творил все лучше и лучше. Часто люди жалуются, что не могут заставить себя сделать ту или иную работу — это и есть лень, но возникает она из-за неуверенности, нежелания, незнания или боязни. Мы всегда хотим найти самое быстрое и легкое решение проблемы. И когда мы его не находим, то просто прекращаем заниматься этой проблемой и переключаемся на другую, более легкую. Чтобы преодолеть все эти препятствия, нужно тренировать самодисциплину, а особенно упорство. Это гарантированно увеличит эффективность и успешность вашей творческой деятельности, что в свою очередь ускорит процесс самореализации.

Знаменитая писательница, автор книги «Ешь, молись, люби» Элизабет Гилберт сказала: «Всё, что я говорю себе, когда  начинаю нервничать — это «Эй, не бойся. Не унывай. Просто делай свое дело. Продолжай делать свою часть работы, что бы то ни было. Если твоя часть танец — танцуй. Если божественное или спонтанный гений решит осветить тебя своим присутствием, всего, лишь на короткий миг, тогда — «Оле!» А если нет — продолжай танцевать!». Я верю в это, и чувствую, что мы все должны научиться такому отношению. «Оле», в любом случае, за то, что у тебя хватило настойчивости и любви продолжать делать свое дело».

Татьяна Меланта

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?