Тактильный театр: испытано на себе

Современный театр дышит идеей изумления. Воплотить ее непросто — все давно сказано и сыграно. Поэтому режиссеры пересматривают саму идею театрального искусства. Они больше не руководствуются сценариями, следуют концептам вольной игры и разрешают актерам импровизировать так, как те считают нужным. Все чаще стараются найти практическое применение театральному мастерству и утверждают, что актером может стать каждый. Как следствие, появляются театрально-психологические студии, где студентам обещают введение в азы актерской профессии и разнообразные игры с разумом на грани инстинктов. Мы решили разобраться, что стоит за этими течениями, и посетили студию, действующую под эгидой тактильных театров.

Весь мир — театр?

Существует великое множество тактильных театров. Кукольные сценки, работа с телом, тонопластика, переход от физического к духовному — суть подобных студий не в том, чтобы представить зрителю готовый спектакль (хотя и это возможно), а в преодолении личных комплексов и проблем.

Итак, мы приходим в группу, где изучают основы тактильного театра. Первая игра нацелена на работу с чувством доверия, и дело происходит в компании людей, которых мы видим впервые. Как заверяет ведущий актер, это упражнение помогает проверить, не пострадало ли доверие в баталиях повседневности. Звучит заманчиво, тем более что мы знаем: еще как пострадало. Впрочем, результат этой нехитрой игры удивляет даже самих скептически настроенных участников, коими мы и являемся. Итак, все присутствующие разбиваются по парам и решают, кто будет ведущим, а кому отводится роль ведомого. «Лидер» просит партнера закрыть глаза и подать руки. В свою очередь, «лидер» обязан контролировать ситуацию: пары должны двигаться, не врезаясь друг в друга. Видимо, у каждого из нас проблемы с доверием (по крайней мере, так анализирует происходящее ведущий) — мы то и дело открываем глаза и оглядываемся, чтобы никого не задеть.

— Я испытывала неконтролируемый страх, как будто мне приходилось вверять жизнь другому человеку, — говорит одна из присутствующих во время обсуждения игры.

Есть еще одна игра — по мнению основателей тактильного течения, она позволяет выявить, нет ли проблем с чувством доверия к окружающим. Два человека воображают, что они являются одним героем, будь то альтер-эго, темная сторона личности или внутренний голос.  Это могут быть оптимист и пессимист; успешная личность и неудачник в одном лице; человек, который не придерживается однозначного мнения; тот, кто не умеет говорить «нет», и вечный спорщик. Как видите, пространство для творчества огромно. Итак, два актера разыгрывают ситуацию, то и дело перебивая друг друга (если речь идет об умственной баталии) или объединяя умственное и эмоциональное начала (тот редкий случай, когда чувства и голос разума не спорят до хрипоты).

Возникает вопрос, как связано биологически обоснованное чувство доверия с играми тактильного театра. Для того чтобы разобраться, как коллективные зрелища воздействуют на доверие, мы обратились к нескольким теориям.

Кому хочется доверять?

Наука стремится объяснить, кому мы больше склонны доверять, а кто вызывает в нас шквал отторжения. Так, согласно эффекту Бенджамина Франклина, делая одолжение, мы ценим собственные усилия гораздо больше: «Тот, кто однажды совершил доброе дело по отношению к вам, скорее всего, решится на еще одно, в отличие от того, кому вы не раз помогали». Так появилось мнение: если вам хочется наладить доверительные отношения с человеком, нужно попросить его о чем-то, но не делать встречного шага сразу же. «Удовольствие помощника» проявляется и в тактильном театре, когда ты играешь в дуэте с партнером: волей неволей вам приходится согласовывать реплики и обращать внимание на реакцию человека, находящегося рядом с вами. А то и просить его о чем-то.

Один из присутствующих на занятии рассказывает о том, как однажды ему удалось пережить глубокое чувство доверия к окружающим:

— Мы снимались в фильме и принимали участие в небольшом эпизоде. По сюжету, мы должны были сыграть завсегдатаев вечеринок. По замыслу режиссера, нам следовало разговаривать на любые темы, ведь звук не записывали, а на визуальный ряд впоследствии накладывали музыку. Нас попросили встать возле столов, и в течение следующих нескольких часов оператор снимал дубли. Представьте, что вы стоите с незнакомым человеком, и в ближайшее время вам нужно полностью сконцентрироваться на нем. Вы просите его передать вам тарелку, делаете комплимент, смеетесь над его шутками — и через некоторое время невольно проникаетесь симпатией к этому человеку. За несколько часов, когда нас обязали разговаривать, мы обнаружили множество общих тем и похожих жизненных ситуаций. В конечном итоге, я делился с моим партнером настолько личными секретами, о которых не знают даже близкие друзья. Все дело в неожиданно возникшем чувстве доверия к человеку, которого я видел впервые.

Как объяснил один из организаторов студии, дело не только в этом.  В соответствии с теорией коммуникативной адаптации, когда мы копируем манеру поведения тех, с кем общаемся. Вероятно, на этом постулате строится множество игр тактильного театра. Участников просят отзеркаливать друг друга, повторяя жесты, движения глаз, мимолетное дрожание рук и пытаясь проникнуться эмоциями другого человека. В результате актеры говорят о нарастающем желании поделиться чем-то откровенным с присутствующими.

— Мне кажется, как будто человек, «отзеркаливающий» мою жестикуляцию, должен прекрасно понимать то, о чем я думаю.

Конечно, все это — не более чем закон человеческой психики, которая заставляет нас испытывать доверие к человеку, который внимательно следит за нами и копирует наши жесты и мимику. А, может быть, каждый день мы сталкиваемся с людьми, погруженными в себя, и настолько уверены, что наши мысли и чувства касаются лишь нас самих, что чей-то внимательный взгляд пробуждает скрытую симпатию к человеку.

Что касается прочих коллективных игр в тактильном театре, все они основаны на том, что люди с разными интересами объединяются в одну группу. Так, согласно гипотезе контакта, если люди находятся вместе, им проще решить конфликт, преодолеть высокомерие и наладить отношения. А теория под кодовым названием «понимание чужого сознания» (theory of mind) гласит: когда мы взаимодействуем с другими или думаем о них, мы выдвигаем предположения о том, что они чувствуют. Таким образом, мы предугадываем дальнейшие действия и выстраиваем общение, учитывая возможные эмоциональные последствия.

Тактильный театр играет с простым человеческим доверием — наше самое уязвимое чувство нуждается в постоянной поддержке. Закрывая сердце за семью замками, мы отстраняемся от происходящего и теряем связь с источником вдохновения. Поэтому тактильный театр призван вернуть увлеченность и веру в то, что все случившееся — правильно.

Ася Шкуро

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?