Стиль бохо: художник должен быть голодным

Стиль бохо появился, чтобы бросить вызов гламуру. Дикое сочетание цыганских оттенков, готических вкраплений и этнических аккордов напоминает о ценностях «цветов жизни». Хиппи привнесли в культуру элементы дизайна с привкусом протеста против сложившихся правил. В сочетании с богемной роскошью, новое веяние стало родоначальником стиля бохо — неоднозначного, но оригинального.

Стиль бохо незаменим для тех, кто любит драму не только в кино, но и в стиле одежды.

Бохо напоминает о цыганском искусстве. Недаром это название происходит от французского слова bohemien («цыган», «странник»). Длинные разноцветные юбки, джинсовые жакеты, замшевые и кожаные жилеты — за этими элементами прячется тысяча и одна история о том, как художники боролись с мещанством. Как же все начиналось?

Как зарождался стиль бохо

… В элитных кругах собирались деятели культуры и искусства. Они вели долгие разговоры о высоком, обсуждали политические дрязги и насущные проблемы, обменивались последними сплетнями. Именно такой образ возникнет в голове человека, знакомого с историей моды.

Стиль бохо ассоциируется с богемной культурой. Подобно ей, он врывается в привычные устои буйством красок, свободных линий и безразличием к общественным традициям.

Все начиналось с нищеты. Недаром говорят, что художник должен быть голодным. Во Франции произошла революция, и первый удар пришелся по искусству. Тяжело пришлось художественным объединениям, которые вели сытую жизнь и давно привыкли пребывать под патронатом. Обеспеченные клиенты больше не вкладывали деньги в искусство, и многие художники остались без стабильного дохода. Сложившаяся ситуация вынуждала кочевать с места на место, считать каждую копейку…  и носить одежду, изъеденную молью  и давно вышедшую из моды.

Впрочем, творческие личности не желали мириться с текущим положением дел.

Исчез имидж творца — трудолюбивого ремесленника, и ему на смену пришла личность нового формата. Странники и бродяги, эксцентричные гении, не нашедшие себя и потерявшие чувство домашнего уюта, — таким стал образ деятелей культуры, и это сказалось на одежде. Цветастая ткань и едва сочетаемые элементы, борьба средневековой фактуры с восточным стилем, широкополые шляпы…

«Я полагаюсь на провидение…»

Новый стиль запечатлен в новеллах Анри Мюрже, французского литератора, который вел повествование о жизни художников и интеллектуалов. Его герои неизменно ходили в изношенном пальто и старой обуви. Казалось, эти люди гордились растрепанными чувствами, которые они вызывали у наблюдателей. В романе «Сцены из жизни богемы» (1851) появляются персонажи, которым нужно сделать выбор между богатством, где не будет места духовной свободе, и бедностью, что разрушит преграды на пути к любви, искусству и творчеству.

В новелле «Как образовался кружок богемы» Анри Мюрже рассказывает о жизни некого Александра Шонара. Рано утром герой «соскочил  с некоего хитроумного сооружения, которое по ночам служило кроватью (и, не в обиду ему будь сказано, служило неважно), а днем заменяло все прочие предметы обстановки, отсутствовавшие по причине лютых прошлогодних холодов…»

«Шонар поспешно напялил на себя атласную нижнюю юбку розового цвета, усыпанную блестящими звездочками, — она служила ему халатом. Эту мишуру забыла у него как-то после маскарада девушка, изображавшая безрассудство… Он уже собрался надеть пальто, ворс которого, некогда пышный, сильно облысел…»

Ему нечем платить за съемную квартиру, поэтому он удирает прочь. Человек, который заселяется на его место, и вовсе не располагает мебелью. Между ним и хозяином квартиры разворачивается диалог.

Увы, не в золоте и не в красном дереве счастье, как сказал древний мудрец. Кроме того, я не терплю красного дерева. Это дурацкое дерево. В наше время оно имеется у всех.

Короче говоря, есть у вас, сударь, хоть какая-нибудь мебель?

Нет, она занимает слишком много места. Как только заведутся стулья, не знаешь, куда сесть.

Но есть же у вас кровать? На что вы ложитесь?

Я полагаюсь на провиденье, сударь.

На вопрос о профессии мужчина отвечает: «Художник!», и эта реплика вызывает у хозяина приступ ужаса. Художнику отказывают в квартире, ведь всем известно, что у людей искусства никогда не бывает денег. В той же новелле показаны некоторые зачатки стиля бохо в интерьере. Герой-художник приносит цветастые театральные декорации, «являя взору изумленного хозяина великолепный дворцовый интерьер с яшмовыми колоннами, барельефами и картинами великих мастеров». Все грандиозно выглядит — но, увы, красуется лишь на полотне.

Анри Мюрже не был одинок в своих наблюдениях. Многие литературные деятели соглашались с тем, что творчество несовместимо с сытой роскошью. Так, Марина Цветаева писала: «Благоприятные условия. Их для художника нет. Жизнь сама — неблагоприятное условие. Всякое творчество — перебирание, перемалывание, переламывание жизни — самой счастливой. И как ни жестоко сказать, самые неблагоприятные условия, быть может, самые благоприятные».

Стиль бохо: современность

Богемный стиль жизнь отрицает материализм, концентрируясь на творчестве. В XIX веке представители течения бохо выступили против устаревших социальных норм Викторианской эры. Художники гордо именовали эстетами. Веря в то, что массовое производство индустриальной революции обесценило личность, эстеты стремились возродить законы Средневековья, когда предметы создавались людьми, а не машинами.

Одежда с органическими красками, украшенная вышивкой, медленно, но уверенно становится модной тенденцией. И по сей день существуют организации, которые развивают идеи бохо. Например, так называемые встречи Племен Радуги (Rainbow Gathering), где люди придумали альтернативу обществу потребления с главенством финансовых фетишей. Здесь стремятся воплотить утопию, в которой люди работают по собственному желанию, проявляют лучшие качества для того, чтобы достичь общественного блага, а также здесь следуют моральным законам.

Во время встреч представители «Радуги» устраивают танцы под барабанную дробь, играют на экзотических музыкальных инструментах. А стиль в одежде непременно должен напоминать бохо.

Еще одна местность, в которой собирались эксцентричные художники в начале XX века, — это деревня Гринвич, что расположена в западной части Нижнего Манхэттена. И хотя на сегодняшний день в деревню приезжают отдохнуть от шумной нью-йоркской жизни не только представители богемы, эта местность остается источником вдохновения для тех, кто ценит бохо.

Ася Шкуро

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?