Смысл на грани абсурда: как снимают артхаус в Австралии

Есть такое кино, которое ничему не учит прямо, а только дает пищу для размышлений. Фильм «Он умер с фалафелем в руке» как раз такой. Если обобщить, это артхаус о том, что жизнь удивительна и невероятна. Нет, не так. Он о том, что жизнь удивительно и невероятно а дальше подставьте любой эпитет: веселая, жестокая, быстрая, бессмысленная, глупая, прекрасная, странная, сложная, даже скучная. Если вам когда-нибудь казалось, что при рождении всем людям дается инструкция по эксплуатации жизни, а вам попалась бракованная упаковка, в которую ее забыли положить, – этот фильм и о вас тоже.

Картина австралийского режиссера Ричарда Ловенштайна, снимавшего, в основном, только документальное кино и прочий артхаус, не очень известна в наших широтах. Еще менее популярна ее литературная основа автобиографическая книга Джона Бирмингема с одноименным названием, которая даже на русский не переводилась. Из наград у кинокартины победа на New York International Independent Film & Video Festival в 2001 да несколько номинаций в локальных австралийских кинофестивалях.  Из более-менее известных актеров здесь занят Ноа Тейлор, снявшийся к моменту выпуска «Фалафеля» в нескольких оскароносных кинофильмах («Блеск», «Почти знаменит»), пусть и в ролях второго плана. То есть это, на первый взгляд, мало чем примечательный фильм, который вы вряд ли выделите среди сотен других, разве что вас заинтересует название. Однако не спешите с выводами, в нем есть своих изюминок на целый кекс.

Сюжет разворачивается вокруг парня по имени Дэнни, который переезжает из одного съемного жилья в другое. Возраст его сложно определить: ему может быть как двадцать, так и все тридцать уже не юн, но еще и не дозрел морально. Он разведен и скорбит о своей бывшей любви, обожает Ника Кейва и Достоевского (это будучи австралийцем-то!) и мечтает написать роман, посему таскает с собой пишущую машинку марки «ундервуд» («Хэмингуэй и Томпсон писали на ундервуде!») и рулон бумаги для телетайпа («Искусственные рамки, налагаемые страницами, мешают моему потоку сознания!»). Его окружают соседи, такие же аутсайдеры, как и он: ни денег, ни амбиций, ни малейшего понятия, что дальше делать с этой жизнью. «Телеги» о кино, стартапах и смысле жизни. Большинство характеров несколько гипертрофированы, но вполне себе узнаваемы: вы часто видели их на телеэкранах, в общественном транспорте, на работе, в зеркале.

Кстати, встречалось ли вам раньше выражение «тележить»? Это жаргонный термин, обозначающий примерно следующее: рассказывать историю, небылицу, в которую обернуто некое зерно идея, ощущение, эмоция. Как слушатели, так и сам автор могут с ними соглашаться или не соглашаться, принимать близко к сердцу или игнорировать, смеяться над ними, плакать, попытаться их запомнить или скорее забыть. Такие истории никто никогда не записывает, они очень зависят от контекста «здесь и сейчас», то есть места, времени и окружения, и не несут никакого глобального непреложного посыла. Так вот фильм этот не что иное, как одна большая телега, наполненная телегами поменьше, которые принимают вид диалогов, абсурдных ситуаций, забавных кадров и узнаваемых отсылок. Среди них мужик, бомбардирующий соседей жабами при помощи клюшки для гольфа под «Полет валькирий» Вагнера; блондин-героинщик, загорающий под луной со светоотражателем из фольги; банковский клерк, живущий в палатке, чтобы меньше платить за аренду; скинхеды, присоединяющиеся к празднику перерождения луны и распевающие гимны матриархату. Фильм в основном состоит из подобных телег, потому мне кажется уместным и самому немного о нем потележить напоследок.

Представьте, что наша планета это одна большая коммуналка. Все жильцы в ней вечно переезжают с места на место, ищут комнаты получше или оказываются в законченных клоповниках, перебиваются подработками или строят карьеру, влюбляются, ругаются, срываются, пытаются свести счеты с жизнью, помогают друг другу по мере сил, одалживают денег, забывают звонить родителям, мечтают под звездами, ломают мебель, периодически имеют проблемы с законом, делят обязанности по дому и пытаются ужиться в этом странном месте, куда их неведомо как занесло. Если вы сумели это представить, то теперь примерно понимаете, о чем этот фильм.

Миша Ярыш

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?