Службы извинений — ловкий ход или боязнь быть непонятыми?

Служба извиненийОснова любых взаимоотношений — это общение. Чем приятней разговаривать с человеком, тем лучше мы начинаем к нему относиться. Живая речь играет огромную роль в построении социальных связей. Да и вообще, если бы не речь, мы, возможно, до сих пор сидели б на деревьях с нашими товарищами, не зная горя. Не было бы всей запутанной истории человечества, интернациональных способов передачи информации, новых открытий, которые определяли развитие нашего будущего, войн или даже признаний в любви.

В друзья мы выбираем себе единомышленников, тех, с кем нам интересно и приятно проводить свободное время. Но любые отношения имеют свойство изменяться под гнетом различных факторов. И хорошо, если бы в положительную сторону, но иногда случается и неприятное — «кризис». Это как раз тот случай, когда люди, имея различные представления о не менее различных вещах, ссорятся, обижаются или даже расстаются. И вот из-за этих обид мы больше всего-то и страдаем! Иногда неосторожное, с жаром брошенное в страстной ссоре слово, способно разрушить длительные и серьезные отношения. А потом, когда буря утихает и приходит осознание содеянного, невольный обидчик поджимает хвост и не знает, что делать. Понятное дело, что нужно извиняться, но как и какими словами — мало кто может себе представить.

Собственно, именно для таких целей и были созданы службы извинений. Группа специалистов помогает за определенную сумму наладить отношения и помочь человеку грамотно извиниться. Все это происходит следующим образом: клиент приходит по специальному адресу в службу извинений и просит помощи в нелегком деле. Суть заключается в том, что способ примирения определяет сам заказчик, а представители «извинительных» услуг помогают ему красиво и правильно оформить свою мысль и реализовать ее. Человек вверяет судьбу дальнейшего развития подпорченных отношений в чужие, хоть и профессиональные руки и обременяет себя лишь ожиданием ответной реакции со стороны «потерпевшего». Подобные агентства появились на территории Украины (в таких городах, как Киев, Днепропетровск, Днепродзержинск, Львов) относительно недавно, но уже смело занимают свою позицию на рынке услуг. Просить прощения, что называется, глаза в глаза, по мнению специалистов, часто не позволяет гордость: люди боятся показывать свои настоящие эмоции, боятся быть непринятыми или неуслышанными. Да и основная причина этого необъяснимого страха заключается в том, что люди попросту стесняются самовыражаться. Именно отсутствие уверенности в себе и боязнь принять ответственность за содеянное приводит к тому, что люди обращаются к подобного рода услугам. Но постоянных клиентов в службе извинений не бывает, ведь говорят же, что к хорошему доктору второй раз на прием с одной и той же проблемой не приходят. Кризис когда-то ярко пылавших отношений может повергнуть в состояние сильного стресса. В такие моменты людям особенно не хватает тепла и внимания.

Как уже было оговорено, в Днепропетровске тоже существует такая «универсальная» служба. Работают там психологи, так как эти люди лучше всего знают особенности человеческой психики и способны подобрать подход к каждому обиженному сердечку.

«Да кого мы только не мирили уже! — с улыбкой говорит сотрудница Службы извинений психолог-психотерапевт Марина Иванова. — И партнеров по бизнесу, попавших в нелицеприятные ситуации, и зятьев, разругавшихся с тещами, и не видевшихся годами родственников… Были и забавные случаи. Например, со студентами одного из местных вузов. Когда на лекции по зарубежной литературе преподаватель уж очень глубоко вошел в образ, рассказывая о любовной лирике поэтов Африки, группа не выдержала и дружно захохотала. Педагог в слезах убежала из аудитории… И сколько потом не пытались студенты помириться с разобидевшимся преподавателем — все напрасно: женщина извинений не принимала. Лишь когда за дело взялись профессионалы из Службы извинений, долгожданное прощение (сессия-то на носу!) весельчаки получили. Я со слов студентов составила подробнейший психологический портрет педагога, на его основании разработала текст, который и проговорила обиженной женщине по телефону. А для закрепления успеха придумала еще и добрую эпиграмму на саму ситуацию. Нашкодившая группа написала ее на плакате и повесила в аудитории перед очередной парой, что окончательно примирило стороны конфликта».

Однако, по мнению тех же психологов, извинение через посредника может восприниматься и как знак внимания, и как оскорбление. Такой ловкий ход: извинился, но при этом не готов признавать масштабы бедствия. Культура общения у нас амбициозная, и извинение иногда приравнивается к унижению. Считается, что если человек извиняется — это сразу снижает его статус, делает слабым. С другой стороны, смущает технологичность, и возникает большой вопрос: «От души ли принесено извинение?» Вот и получается, что люди друг друга не слышат, вырастает стена, выстроенная ими самими же.

Какими бы банальными ни казались слова «Прости мою неправоту» или «Извини, я не желал тебя обидеть», порой их действительно сложно произнести вслух. И хоть в душе мы успели уже триста с лишним раз раскаяться и извиниться, на деле продолжаем ждать у моря погоды, потому что и сложно, и стыдно, и страшно. Но отношения — это дело двоих, и третий здесь, как правило, лишний, потому желательно исправлять ошибки самостоятельно, без помощи посторонних людей.

Анна Лысенко

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?