Ричард Гамильтон: поп-арт с политическим подтекстом

Ричард Гамильтон критиковал общество потребления. Насмехаясь над иконами гламура, работал в направлении поп-арт, рисовал шаржи, пародировал модные клише. Его выставкам аплодировали мировые столицы. Саркастический взгляд, ироничный баланс между мастерством и карикатурностью оценили в Лондоне, Милане, Нью-Йорке, Берлине… Люди восхищались иллюстрациями к роману Джеймса Джойса Улисс и не могли сдержать улыбку, глядя на изображение британского премьер-министра Тони Блэра в образе ковбоя. О том, какой след оставил Ричард Гамильтон в современном искусстве, поговорим в статье.

Все дороги ведут в Лондон

Уроженец Лондона, Ричард Гамильтон мечтал о карьере художника, но работал чертежником-конструктором. После войны поступил в Королевскую академию художеств, но вскоре жизнь нанесла первый удар по амбициям Гамильтона — его исключили из престижнейшего вуза. Годы поисков себя привели в Институт современных искусств, где он рисовал постеры и иллюстрации к брошюрам. По совместительству преподавал в Центральном колледжа искусств и дизайна.

В этот период Гамильтон творит, находясь под впечатлением от работы шотландского биолога и математика Дарси Томпсона «О росте и форме» (1917). В последней главе он представил метод трансформаций: рисовал животное на профильной чертежной бумаге, затем менял масштаб и таким образом превращал в родственное животное. Из одного вида крабов получалось пять. Гамильтону пришла идея – создать коллаж, который бы подобным образом показывал, как меняются вещи с течением времени.

В 1952 году Ричард Гамильтон представил вниманию публики первую коллекцию коллажей. На встрече независимой группы в Институте современных искусств (ICA) были выработаны принципы, позднее ставшие основной поп-арта. В ICA Гамильтон занимался дизайном и инсталляцией выставок, в том числе по произведениям Джеймса Джойса. Под руководством английского математика Роджера Пенроуза, определившего основы работы человеческого мозга, Гамильтон организовал выставку «Чудеса и ужасы человеческой головы», наглядную иллюстрацию антологии. Пенроуз не раз с восхищением говорил о таланте Гамильтона, а позднее познакомил его с Виктором Пасмором, английским художником, работавшим в рамках школы фигуративной и абстрактной живописи. Пасмор увидел потенциал в начинающем художнике и предложил Гамильтону должность преподавателя в городе Ньюкасл-апон-Тайн. Студентами Гамильтона были Рита Дона, чьи коллекции часто появлялись в лондонской галерее Тейт; Марк Ланкастер, владеющий техниками пост-живописной абстракции; Тим Хед, мастер инсталляций, Брайан Ферри, британский музыкант и лидер группы Roxy Music.

Ричард Гамильтон и манифест поп-арта

В 1950-х годах искусство переживает очередной кризис, пресыщенность созданным и неспособность прийти к новому. Возникает поп-арт, карикатурный и саркастичный. Он бросает вызов серьезному абстракционизму и предвещает перемены. Говорит о всемогуществе рекламы и тотальном влиянии масс-медиа. Деятели культуры озлоблены: как можно относиться к искусству с насмешкой? Но представители поп-арта не сдавались: в их направлении есть смысл. Любому человеку, материалисту и идеалисту, нужны предметы общества потребления, поэтому все слои населения равны. Так поп-арт получил титул искусства социального равенства.

В 1959 году Гамильтон дает лекцию «Цвет, синемаскоп и стереозвук», в которой объясняет, как технологии создают знаменитый шарм голливудского кино. А через несколько лет Гамильтон представил серию картин, вобравших в себя яркие кадры из фильмов и снимки публичных людей. Должность в Институте современных искусств дала возможность провести исследование творчества Марселя Дюшана, законодателя принципов дадаизма и сюрреализма. Гамильтон задавался вопросом: можно ли создать искусство, искажая пропорции и традиционное понимание реальности? Что необычного в велосипедном колесе, примонтированном к табурету, и сушилке для бутылок, сооруженной из подручных материалов? Эпатаж и пренебрежение традициями привлекали аудиторию. И в 1955 году Гамильтон решился представить коллекцию картин в галерее в Ганновере, по мотивам творчества Дюшана. Следующие работы больше напоминали рекламные постеры, чем произведения искусства («Человек, машина, движение» — галерея Хаттон в Ньюкасле, «Это завтра» — Лондон, галерея Уайтчепел).

Несколько слов о политике и социуме

Тем временем, Гамильтон попадает в политику. Он вступает в полемику об отказе от ядерного оружия. Предлагает зрителям взглянуть на следующую работу — пародию на лидера лейбористской партии Хью Гайтскелла, который отказался от политики одностороннего ядерного разоружения. Позднее работу перевезли из галереи Хаттон в Университет Ньюкасл.

В 1968 — новый карьерный виток. Гамильтон, переживший гибель любимой жены в автокатастрофе, собирается с силами и появляется на съемках фильма Брайана де Пальма «Приветствия» (Greetings, с Робертом де Ниро в главной роли). По сути, он играет самого себя — художника, работающего в стиле поп-арт, который делает макроснимки.

С середины 1960-х годов, Гамильтон в карикатурном виде изобразил знаменитостей, задержанных за хранение наркотиков. Его героями становились такие личности, как американский актер Роберт Фрейзер и английский музыкант Мик Джаггер. Поговаривали, что увиденное поразило Пола Маккартни, и тот предложил Гамильтону сделать коллаж для «Белого альбома» The Beatles.

О творчестве Ричарда Гамильтона можно рассказывать бесконечно. Недаром его работа «Что делает наши дома такими разными, такими привлекательными?» считается классикой рекламного жанра. Он часто обыгрывал ценности общества потребления, за что приходилось выслушивать злобных критиков, которые уверяли: это — не искусство. Но невозможно отрицать ценность его работ в рамках политического поп-арта. Так, в 1981 году Гамильтон начал работу над тремя картинами, с сюжетом, вращающимся вокруг конфликта в Северной Ирландии.

За полвека до этих событий в Ирландии появилась националистическая армия ИРА. В ее ряды вступали добровольцы — несколько раз они провозглашали зарождение нового, независимого государства, Ирландской Республики. Восстание неоднократно подавлялось. А повстанцев отправляли в тюрьму особо строгого режима, — Лонг-Кеш. Считалось, что из Тюрьмы ее величества Мэй (так это место называли в простонародье) невозможно сбежать. Но в 1983 году из тюремного блока сбежали 38 заключенных, которые до этого выказали приверженность армии ИРА. Их судьба была плачевной. Пятнадцать человек поймали в день побега, двое безуспешно пытались спрятаться а сельском домике… Это было только начало. Аресты, засады, расстрелы — вот что ожидало повстанцев. История, которую учат потомки, всегда пишется кровью.

Но вернемся к Гамильтону. Его работа «Житель» (1981-1983) изображала заключенного Хью Руни в образе Иисуса, с длинными развевающимися волосами и бородой. Как известно, арестованные республиканцы отказывались носить тюремную форму. В конце концов, они были политическими заключенными! В ответ, тюремщики сделали их жизнь невыносимой. А единственной одеждой повстанцев стали одеяла. Ричард Гамильтон запечатлел именно этот образ, а в следующих работах продолжил изображать государство как кровожадную машину, которая перемалывает судьбы и считается лишь с интересами сильных мира сего. Так, на картине «Индивид» (1988-989) изображен оранжист (так называли представителей Ирландской ультрапротестантской партии).

Ричард ГамильтонТрилогия завершается работой «Государство» (1993) — здесь Гамильтон предложил собственное видение британских солдатов, во время пешего дозора. Гамильтон карикатурно изображал свободу и скованность, которые соседствуют в обществе и в отдельно взятом человеке.

 

Ася Шкуро

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?