Психология соревнований: как не разбиться, покоряя вершины

Психология соревнованийНаматывая круги по катку, я время от времени останавливалась возле бортика и наблюдала. Красивые, пластичные дети чертили узоры на льду, показывая чудеса скольжения. «Вальсовая тройка», пируэты на зубце, вращение на одной ноге — они умудрялись делать все то, о чем я мечтала. Подъехав поближе, я услышала слова тренера, адресованные мальчику.

— Я триста раз сказала тебе: «Поставь колено на лед!» Ты совсем тупой?

Очарование льда разбилось вдребезги.

К концу занятия ребенок демонстрировал нездоровую покорность. Было ясно: он еще не раз придет сюда и услышит нелестные отзывы о своем умственном развитии. Погасший взгляд и опущенные плечи — все указывало на то, что мальчик сдерживался из последних сил. Легкими и гибкими движениями он одолел ледяную поверхность и вышел за пределы катка — только совсем не победителем.

Мне удалось спросить у тренера, зачем так грубо разговаривать с детьми. Казалось, этот простой вопрос поставил женщину в тупик:

— В смысле, грубо? А что, нужно потворствовать их лени?

— Нет, но то же самое можно было сказать, не называя ребенка тупым.

— Да у меня терпения на них не хватает! И вообще, если ты хочешь чего-то добиться в спорте, нужно упорно работать.

С этим сложно не согласиться, однако долгая и кропотливая работа не имеет ничего общего с оскорблениями.

Психология соревнований: игра с чувством вины

Эта история — лишь один из многочисленных примеров того, как часто преподаватели, в погоне за призами и победами, не придают значения тому, что они разрушают самооценку ребенка. Да и соревновательная психология, столь любимая в нашем обществе, не всегда приводит человека к победе.

Мне приходилось видеть немало талантливых людей, которые абсолютно не верили в себя. В разговорах выяснялось, что на них со школы вешали ярлыки неудачников и двоечников, не слишком разбираясь в том, что именно мешает учиться. Да, с логической точки зрения понятно: неумение быстро выполнить распоряжение учителя — не признак тупости, а отсутствие внимания, медленная скорость реакции — да, наконец, личные особенности человека, когда ему сложно соединить несколько движений воедино (как в случае на катке). Вот только когда в игру включаются оскорбления с переходом на личность, логика тут бессильна. Проходят годы, и люди реализовывают то, что им говорили. «Я тупой», «У меня не получится», «Мне не дано» — эти фразы становятся «костылями», тормозящими человека перед каждой сложностью.

С этим сталкиваются многие дети, чьи родители хотят видеть своих ребят успешными. Детство напичкано изнурительными тренировками, «без которых не придешь к вдохновляющему результату»; у ребенка отсутствует право на ошибку — любой просчет влечет грубую реакцию со стороны учителя. Как видим вся губительная для творческого человека система прикрывается благими намерениями.

Детей учат, как стать чемпионами, как быть всегда и во всем первыми; внушают, что если они будут упорно трудиться, к ним придет успех. Удача действительно порой приходит, но, кроме нее, доводится встречаться еще и с проявлениями несправедливости. После каждого пережитого облома дети (а потом и взрослые) задаются вопросом: «Что пошло не так?». При этом свойством сильного человека считается способность обвинить себя во всем произошедшем, а качеством слабого — искать причины в окружающем мире. Общество клином сошлось на чувстве вины.

Разве не на нем играют многие преподаватели, подавляя самооценку ребенка в зародыше?

Каждой детской неудачи они дают субъективную оценку и называть «дураками». А затем подсказывают выход: что бы ни случилось, нужно идти вперед и покорять новые вершины. На самом деле, все пошло не так в самом начале, когда ребенку внушили, что оценивать себя нужно по результату, — и неумышленно промолчали о том, что одно из самых прекрасных занятий — наслаждение процессом.

Оценит ли общество, вот в чем вопрос?

Эгоориентированные предпосылки в психологии отождествляют человека с результатом, которого он добился: если получилось — ты умный и талантливый, если затея провалилась — ты дурак. Но только вспомните, разве на результат, одобренный обществом, работали те, кого мы сейчас называем гениями? Величайшие литераторы, режиссеры, композиторы искренне верили, что должны рассказать миру о чем-то важном, донести свои откровения. Кстати, само общество, оценивая их работы, зачастую не понимало грандиозных идей.

… Прошло несколько лет с тех пор, как я прочитала философский роман Даниила Андреева «Роза мира», но я до сих пор помню один эпизод, поразивший меня силой духа и отчаянностью одновременно. Автор рассказывал:

«Я начинал эту книгу в самые глухие годы тирании, довлевшей над двумястами миллионами людей. Я начинал ее в тюрьме, носившей название политического изолятора. Я писал ее тайком. Рукопись я прятал, и добрые силы — люди и не люди — укрывали ее во время обысков. И каждый день я ожидал, что рукопись будет отобрана и уничтожена, как была уничтожена моя предыдущая работа, отнявшая десять лет жизни и приведшая меня в политический изолятор».

Далее автор писал, что если хотя бы один человек прочитает эту книгу, жизнь писателя была не напрасной. На страницах книги Андреев напоминал о необходимости помнить о высшей духовной материи и не впадать в отчаяние, будучи ведомыми мирскими иллюзиями. Волею судьбы, книгу о вселенской красоте и созерцании прочитал аж никак не один человек — этот труд оказал огромное влияние на развитие метафизики, ввел понятия, которыми и сейчас апеллирует наука.

Многие люди, совершившие что-то выдающееся, не тратили время на соревнования. Они упорно, изо дня в день, делали то, что любят, не уверенные до конца в том, что их смогут понять и оценить.

Что говорят исследования

Тимоти Голви в книге «Внутренняя игра в теннис» (The Inner Game of Tennis) пишет: «Когда человек эмоционально привязан к результату, который он не может контролировать, он становится возбужденным — а затем осуществляет слишком усердные попытки и перегибает палку». В процессе исследования психологии победителя Голви общался с множеством спортсменов и пришел к интересным выводам. Существовало различие между людьми с психологией победителя и теми, кто проигрывал в соревнованиях. Последние прислушивались к оценке тренера, приравнивая свои действия к эмоциональной реакции: «Сегодня ты поработал хорошо — ты молодец», «а на этот раз у тебя что-то не получилось — все, что ты делаешь, никуда не годится». Что касается победителей, те не позволяли приравнивать себя, свои способности и потенциал к выполненной работе. Тимоти Голви объясняет это тем, что когда человек позволяет чужим представлениям о себе заменить собственные, он снимает с себя ответственность — отныне кто-то виноват в сложившихся обстоятельствах. «Я просто неудачник» — с такой моделью, въевшейся в сердце человека, сложно добиться успеха.

Чрезмерная привязанность к результату заставляет человека забывать о творчестве, суть которого — в процессе, в том, что происходит здесь и сейчас. Пытаясь спрятаться от насущных проблем, люди склонны обращаться к чему угодно, только не к себе. Они впадают в зависимости, с головой уходят в работу. А затем вполне предсказуемо приходят к «эмоциональному выгоранию». Как показывают недавние научные изыскания, такой подход к жизни губителен и может сказаться даже на здоровье.

Так, кардиологи Мейер Фридман и Рэй Розенман провели исследование среди людей, страдавших сердечной недостаточностью. Врачи предложили провести эксперимент в двух группах (по 83 человека в каждой), куда отобрали менеджеров высшего звена и учредителей крупных предприятий в возрасте от 40 до 45 лет. В первую группу определили «лидеров» с ярко выраженным соревновательным инстинктом — испытуемые не только всегда разгребали и свои, и чужие авралы на работе, но и организовывали всех присутствующих на отдыхе. Казалось, они просто не могут остановиться — трудоголизм заменил им творчество и все простые радости жизнь. Вторая группа состояла из людей, которые жили по-другому: трудились в рабочее время, но не стремились «догнать и перегнать» окружающих. В ходе исследования выяснилось, что в первой группе 28% людей были поражены сердечной недостаточностью, у многих зафиксировали повышенный уровень холестерина. Во второй команде процент людей с подобным диагнозом не превышал четырех.

В нашем мире детей учат побеждать, но не учат творить. Зачем нужны соревнования и победы? Это легко объясняется теорией естественного отбора, когда в древнейшие времена выживал сильнейший. Однако с течением времени принципы видоизменяются, и возникает вопрос: кого теперь можно назвать сильнейшим? Наверное, того, кто умеет подниматься после падения. А теперь представьте человека, который настолько одержим идеей дойти до вершины… увы, не исключен сценарий, что однажды он разобьет себе голову, либо в конце концов цель покажется не настолько привлекательной. Поэтому выход один — научиться видеть в самом пути то, что может радовать и приносить удовольствие.

 Ася Шкуро

 

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?