«Призрачная красота»: история о любви и времени

Как найти в себе силы вернуться к жизни, когда теряешь самое дорогое? Можно ли удержать увядающую красоту, озарявшую лица любимых людей? Новый фильм режиссера Дэвида Фрэнкела «Призрачная красота» задает вечные вопросы и даже находит ответы на некоторые из них.

Сюжет фильма прост и знаком всем тем, кто терял близких.  В духе диккеновских рассказов, где самые невинные персонажи гибнут на подмостках жизни, «Призрачная красота» повествует о горе мужчины, потерявшего шестилетнюю дочь.

Здесь нужно заметить, что западная пресса в пух и прах разбила фильм, не считаясь со «звездным» составом кино — в главных ролях Уилл Смит, Эдвард Нортон, Кира Найтли, Хелен Миррен и Наоми Харрис. В чем обвиняли создателей фильма? Диккенс «переписан» до неузнаваемости, практически нет глубоких диалогов, которые так и просятся в кадр, когда главный герой беседует со Временем, Смертью и Любовью. Саму идею назвать фильм «Collateral Beauty» связывают с ни о чем не говорящей абстракцией, которая держится на нескольких репликах персонажей. Продюсеры защищались, ведь молчание стало отличительной чертой этого фильма: половину кинохроники молчит Говард (он не желает разговаривать с людьми), в дальнейшем на сеансах психотерапии его тоже не удается разговорить. А что касается названия, collateral в переводе с английского звучит как «идущая рядом» — речь идет о тех событиях, которые каждый день происходят в поле нашего зрения и требуют от нас каплю внимания к проблемам других людей. Несмотря на возможные промахи, у фильма — сильное послание, об этом и предлагаем поговорить.

В один день успешный руководитель рекламного агентства, счастливый муж и любящий отец теряет все. С момента произошедшей трагедии проходит три года — Говард каждый день приходит на работу, но деловые вопросы больше не имеют значения. Он складывает дома из спичечных коробков, нагромождая ряды за рядами, а затем смахивает одним взмахом руки. Друзья и партнеры по бизнесу не на шутку встревожены состоянием Говарда, но не только из гуманистических соображений. Они считают: для того, чтобы агентство выжило, необходимо провести коммерческие сделки. Но Говард не интересуется тем, что происходит вокруг, не приходит на встречу с партнерами, не желает обсуждать дальнейшие стратегии развития.

Неожиданно ближайшее окружение Говарда узнает о том, что в свободное время он пишет письма. Но они адресованы не людям, а философским абстракциям. Он спрашивает Время, за что оно так жестоко поступает с людьми, которые его ценят. Обвиняет Смерть в том, что она не оставляет шансов… когда дочь Говарда умирала от онкологии, он молился и просил смерть забрать его вместо ребенка, но исход был предрешен, а смерть не пошла на сделку с совестью. Самое короткое письмо посвящается любви – в нем всего два слова: «Прощай, Любовь». Это хитроумное сплетение понятий неслучайно: задолго до трагедии Говард делился секретом успещного ведения дел в рекламном бизнесе. Он уверял, что в ярких образах рекламных сообщений нужно делать отсылки к трем китам человеческого бытия, ведь каждый день мы боимся, что у нас не хватит времени, и используем любовь как защитный щит от напоминаний о смерти.

"Призрачная красота"

Партнеры Говарды решаются на шаг, последствия которого сложно предугадать. Они нанимают актеров, чтобы те сыграли роли Любви, Времени и Смерти, — возможно, если Говард получит ответ на свои письма, он выйдет из глубокой подавленности и хотя бы перекинется парой слов с близкими. Ведь он так погрузился в собственное горе, что не заметил личных катастроф тех, кто стремился сделать его жизнь чуточке получше. Он не видел, как страдает от смертельной болезни его друг, но все же каждый день приходит на работу и подстраховывает Говарда в важных делах. Вне поля его зрения остались душевные страдания другого товарища, который изо всех сил пытается наладить отношения с дочерью после развода, но та упорно не хочет проводить с ним время, а однажды бросает ему в лицо: «Я ненавижу тебя за то, что ты разрушил нашу жизнь и разбил маме сердце». Рядом с Говардом все время находится женщина, посвятившая жизнь процветанию компании, — но и ее сердце давит личная драма: она не может иметь детей.

Затея с актерами удается, и слова, сказанные в ответ на обвинительные письма, приподнимают Говарда над обыденностью, замкнувшей его жизнь в молчаливое присутствие на работе и одинокие прогулки в парке. Говард решается на визит к психологу, которые проводит групповые занятия с людьми, потерявшими детей. Там они учатся жить дальше и делятся тем, что их волнует, с теми, кто не понаслышке знает о горе. Однако Говард по-прежнему молчалив. После занятия его догоняет на улице женщина и делится собственной трагедией – ее дочь умерла от рака, и после этого ее муж принял решение развестись. Тогда Говард задает вопрос, любит ли она своего мужа. В ответ женщина подает открытку со словами: «Смотри, вот это он прислал мне в день развода». Бумага хранит скупую фразу: «Если бы только мы никогда не знали друг друга». А женщина отвечает: «Да, я его люблю».

CB32812.DNG

Посредине ночной улице эта женщина делится с Говардом эпизодом из собственной жизни. В больнице с ней рядом сидит старушка; узнав, что в этот момент дочь женщины отключают от аппаратов, она произносит: «Постарайся не упустить призрачную красоту». В тот момент женщина не придала особого значения этим словам — а через год она стала чувствовать призрачную красоту во всем, что ее окружало, в людях, на темных улицах, в робком сиянии луны, при оглушающем свете дня. Три года спустя она встречает своего мужа (которым и оказывается Говард) — и возвращает его к жизни.

Когда не можешь помочь себе, помоги другому – так могло бы звучать послание этого фильма. Об этом говорит и босой мальчик-сирота, нанятый бизнесменами для того, чтобы сыграть Время: забирая свой гонорар, он разговаривает с бизнес-леди, которая не может иметь детей. «Один мужчина дал мне почитать «О дивный, новый мир» — и я считаю его отцом». У каждого из нас есть возможность проявить немного сострадания друг к другу — ведь все мы проходим отрезки жизненного пути рядом с теми, кто нуждается в любви и понимании.

Ася Шкуро

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?