Поколение X: дети уходят

Поколение ХГде-то далеко, сидя на ночной кухне, люди лениво потягивают чай, пускают дым в потолок и рассуждают о жизни. Один говорит, что хочет создать семью, большую и крепкую — чтобы детишки резвились на заднем дворе и был большой лохматый лабрадор по кличке Шерлок. Другой мечтает о работе со стабильным заработком, но такой, с которой всегда можно куда-нибудь сорваться — например, к морю. И чтобы ветер в лицо, и чайки кричат, и волны мягко раскачивают лодку. Третий заявляет, что его мечта — стать известным художником, вроде Энди Уорхолла. Рисовать, что в голову взбредет, да хоть банан, и сразу чтобы находились сотни желающих купить картину, — а не сидеть в каморке, клепая верстку для убогих плакатов. Четвертый просто грезит о машине — он уже знает, как поменять стандартную сборку, чтобы лошадей под капотом стало больше — и видит в ней уйму возможностей: путешествия, девушки, свобода перемещения. Эти люди разные, но все они о чем-то мечтают.

Есть такое понятие — «реализация личности». Оно означает стремление воплотить в жизнь свои цели и мечты, перевести амбиции и желания в реальность, то есть выбрать, как именно ты хочешь жить. Однако существуют люди, которые не строят конкретных планов на собственную судьбу. Говорят, что среди представителей «поколения Х» таких было большинство. Но так ли это?

Термин «поколение Х» использовал Джейн Деверсон в социологическом исследовании о приоритетах британской молодежи. Затем такое же название носила американская панк-рок группа под предводительством Билли Айдола, потом так называлась серия бульварных романов о современной молодых людях. Но настоящую популярность термин обрел благодаря Дугласу Коупленду, канадскому писателю, создавшему роман о трех неудачниках с чувством юмора и специфическими взглядами на жизнь. Книга быстро превратилась в культурный феномен: бытует мнение, что она идеально передает атмосферу «иксерства» как потерянного поколения, скептические взгляды на окружающий мир и перманентную внутреннюю неудовлетворенность.

Однако если посмотреть с точки зрения фактов, «поколение Х» — это некая демографическая единица, сложенная из людей, чья дата рождения находится между 1965 и 1982 годами. Казалось бы, проведем социологический анализ этой выборки — и получим портрет поколения. Но задача не так проста. Нам придется принять во внимание географический фактор: даже в разных штатах Америки портреты «иксеров» будут разными, поскольку уклад жизни в каждом из них имеет свои особенности. Что уж говорить о колоссальных различиях между жителями разных стран! В качестве наглядного примера мы рассмотрим ниже два государства — США и СССР.

Счастливые потребители

После окончания Второй мировой войны США становится одной из двух сверхдержав и переживает период экономического роста и процветания. Расизм официально побежден, закон о расовой сегрегации — принудительном разделении по расовому признаку — отменен, расовая нетерпимость запрещена законодательно. Америка идет вперед семимильными шагами, и ее видимые перспективы исключительно светлы. Безусловным приоритетом американцев становятся материальные ценности и ширпотреб — благо, у населения достаточно средств и желания обеспечить себе соответствующий уровень жизни. Наблюдается крутой взлет рождаемости, известный также как «baby boom». Тогдашнее поколение, соответственно, в дальнейшем назвали «бумерами».

Поколение Х: время для героев

Однако в период с 70-х по 90-е все резко меняется. Тут-то и вступает в игру «поколение Х». В 1965 году США активно включается во Вьетнамскую войну, и до 1973-го она уносит жизни десятков тысяч американских военнослужащих. Это вызывает острую общественную реакцию: проходит множество маршей мира и открытых протестов, лозунг «Мы за мир» становится ключевым. Параллельно с этим начинается контркультурная революция, отвергающая все традиционные, доминирующие в общественной культуре того времени ценности. Жизненные приоритеты молодежи сменяются с родительского «жить хорошо» на собственное «жить ярко» или же просто — жить.

В результате Уотергейтского скандала, когда президент страны был всенародно уличен в нечестной политической игре, Ричард Никсон досрочно и с позором покидает свой пост. И без того шаткий авторитет правительства в глазах молодежи — и не только ее — с грохотом рушится.

Общий уровень благосостояния снижается, страна переживает несколько финансовых кризисов, но в 1983 году президент Рональд Рейган все-таки «приносит утро в Америку», как и обещал в своей предвыборной компании. Наступает время «поколения У».

Звездно-полосатые «иксы»

Ключевая особенность американских «иксеров» в том, что старые ценности, присущие предыдущим поколениям, были ими отвергнуты как неправильные, а новые еще не сформировались. В их мировоззрении зияли внушительные дыры, которые они начали затыкать самостоятельно, поскольку общество потеряло свой идеологический авторитет. Отсюда массовый уход в радикальные субкультуры вроде хиппи или панков: молодым людям хотелось жить как можно ярче, а не существовать. Конечно, среди «иксеров» были и такие, кто решал идти по стопам родителей, ориентируясь на привычные, но негласно устаревшие ценности. Важно другое: любой их выбор редко бывал продуманным или осознанным. Куда бы «иксеров» не занесла жизнь, они чаще всего оказывались там случайно. Большинство из них не знало, как именно хочет жить, зато отлично представляло, как жить не хочет.

Как ни странно, такая позиция приносила и хорошие результаты: «иксеры» получали воистину уникальный опыт и невольно учились совершенно по-другому мыслить и воспринимать жизнь. Боб Дилан, «The Rolling Stones», Оззи Осборн и многие другие музыканты, обожаемые до сих пор, выросли именно на таком опыте — как и писатели Стивен Кинг, Роджер Желязны, Глен Кук и художники Дэн Грэм, Он Кавара, Крис Бурден. Проведенное институтом Мичигана социологическое исследование в рамках проекта «LSAY» (Долговременное исследование американской молодежи) показало, что большинство «иксеров» довольны жизнью, у них есть семья и работа, они вполне счастливы. Утратив максимализм, большинство не только смогло успешно втянуться в социальную жизнь, но еще и привнести туда много нового из покинутого ими андеграунда.

Лед тронулся

После смерти в 1953 году И. В. Сталина в стране начинаются перемены: наступает так называемая «оттепель», под знаком которой и пройдут 60-е годы. Главное общественное событие — последовательное развенчание культа личности, прочно укрепившегося в обществе. Правительство под руководством Н. С. Хрущева слегка ослабляет внутриполитические вожжи, отпускает мелких политзаключенных, уничтожает ГУЛАГи и окорачивает цензуру. Но, немного ослабив гайки, руководство страны получает в ответ открытое возмущение либералов и решает, что допустить исчезновение культа партии, в отличие от культа личности, нельзя. Возобновляется преследование «политических», правда, уже в более мягкой форме — с применением депортации или тюрьмы, а не расстрела или концлагеря. Страна уходит в экономический кризис, который совпадает с началом Карибского конфликта, ставшего результатом гонки ядерного вооружения и неофициальным концом «оттепели». В 1964 году пост генсека занимает Л. И. Брежнев.

«Фабрики — рабочим!»

«Оттепель» можно сравнить с глотком воздуха для утопающего: недолгое и не особо результативное событие, тем не менее, дало надежду и силы, необходимые для дальнейшей борьбы. А следом начинается виток истории, неофициально, но вполне заслуженно названный «периодом застоя». Робко приоткрытые форточки для воздуха свободы с лязгом захлопываются, слово «дефицит» прочно входит в лексикон, СССР превращается в страну бесконечных очередей у пустых прилавков, высшее образование теряет популярность, поскольку большинство хорошо оплачиваемых должностей его не требуют. Цензура отращивает волчьи зубы, снова вступает в свои права жесткий контроль за личностным и социальным развитием, в результате чего возникает диссидентское движение, состоящее, в основном, из интеллигенции, открыто выражающей свои отличные от партийных политические взгляды и терпящей из-за этого регулярные репрессии.

Серп, «Икс», Молот

Львиную долю советских «иксеров» составлял рабочий класс. Молодежь шла работать на заводы, не стремясь к высшему образованию. Вообще это было время исключительной практичности как залога выживания и непрестанного физического или организаторского труда. Находились также и те, кто был не согласен с официально одобренной политикой жизни, и во всех слоях общества это по-разному проявлялось. Инакомыслие объединяло между собой диссидентов вроде Василия Симоненко или Лины Костенко и обычных тунеядцев, которым лень было работать на заводе, настроенных на агрессивный протест андеграундных музыкантов вроде представителей Питерского или Сибирского рок-клубов, выступающих с транспарантом «За вашу и нашу свободу» студентов и откосивших от армии вполне взрослых мужчин. Все они прекрасно знали, на что идут и какие могут быть последствия. «Поколение Х» в СССР — это поколение тотальной нерешительности и борьбы за жизнь, но в то же время — осознанного протеста, бунта отдельных личностей против системы. Их протест принес свои плоды гораздо позже, и не все его деятели застали то, за что боролись. В их светлое будущее пришли другие люди, известные в социологии как «поколение У».

Х ≠ Х

Проведя параллель между двумя «поколениями Х» — в США и в СССР — мы увидим диаметральную противоположность, вызванную огромной разницей в политической, исторической и общественной ситуации в этих странах.

В демократичной Америке молодежь на волне всеобщего протеста без труда избавилась от старых идеалов, но никто не позаботился о том, чем их заменить. Это породило толпы неприкаянных подростков с жизненной философией бабочки-однодневки, не знающих, как и где себя реализовать, и страдающих от этого.

В тоталитарных Советах все было с точностью до наоборот. Там была молодежь с устоявшейся идеологией, которую она пока еще не имела сил сбросить. Большинство из них с детства знало, чего нужно хотеть, а те, кто хотел другого, не просто не имели возможностей для реализации, а еще и постоянно подвергались притеснениям.

Обе ситуации очевидно трагичны, обе породили немало героев своего времени и стали плодотворной почвой для дальнейшего развития общества.

…Сквозь задернутые занавески брезжит рассвет, расплескивает солнечные лучи по столу, уставленному чашками с недопитым чаем и полными до краев пепельницами. Спящие продирают глаза, умываются, убирают вчерашний беспорядок и расходятся кто куда: на работу, на свидание, на пары в институт. Все спешат навстречу своей мечте, но дойдут ли они — зависит только от них самих.

 Миша Ярыш

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?