«Поезд Одесса-мама»: история одного путешествия

"Поезд Одесса-мама"— Над чем смеетесь, господа? — эта культовая фраза классика лежит в основе любой трагикомедии. Спектакль «Поезд Одесса-мама», с Русланой Писанкой и Олегом Филимоновым в главных ролях, привезенный в Днепропетровск 23 марта благодаря компании «Квартал Концерт» и билетному агентству № 1 «Karabas», — яркий пример тому, как можно полтора часа смеяться над фееричными, атмосферными шутками, узнавать ближайших родственников в героях пьесы и падать со стула от насмешливо-ироничной игры актеров. А в конце разрыдаться, от драматичности момента. Но об этом — чуть позже

Перед спектаклем нам удалось пообщаться с Русланой Писанкой.

Руслана Писанка: «В ролях проживаю дополнительные жизни»

"Поезд Одесса-мама"

— Вы выбираете те роли, которые вам ближе, или героинь, не похожих на вас?

— Конечно, те, которые ближе. Вы же когда покупаете туфли, выбираете те, которые удобнее? И сколько я читала сценариев — я много чего читала такого, что мне не подошло. Сказала: это не моя роль, мне не интересно.

— В одном из прошлых интервью вы говорили, что главное — не добиться победы, а ее удержать. Какова ваша личная формула успеха?

— Работать все время, не отказываться от работы. Если ты должен что-то подтверждать, то у тебя должны быть работы, которыми ты это подтверждаешь. Не бывает такого, чтобы ты однажды сделал — и на этом все закончилось. Нет, есть артисты, которые сыграли один раз роль — и всю жизнь на ней «катаются». Но это не очень интересно, я бы так не хотела. Я в ролях проживаю какие-то дополнительные жизни. Этим мне и нравится актерское мастерство — что есть такая возможность попробовать себя и в другом обличье, в другой шкуре.

— У вас есть какой-то ритуал перед выходом на сцену?

— Я люблю, чтобы меня никто не трогал. Час до спектакля я предпочитаю вообще ни с кем не общаться. Я сосредотачиваюсь, у меня есть свои внутренние переживания.

— Вы играли в фильме Йоса Стеллинга «Душка». Какое самое яркое впечатление осталось после работы с этим режиссером?

— Йос Стеллинг ходил по площадке и смотрел, как я сосредотачиваюсь, как я вживаюсь в роль беременной женщины, которая сейчас должна рожать, и все время удивлялся, что я все время нахожусь в этом состоянии. Мне было очень тяжело — жарко, и эта огромная подушка тянула меня вниз. Через это «тяжело» я старалась создать образ. Режиссер оценил мое старание — и потом это все на экране зафиксировалось. Был второй момент — когда я взяла на руки этого резинового ребенка, у меня возникло такое странное ощущение — ребенок казался настолько реальным, тяжелым, и ручки-ножки болтались — он был так похож на новорожденного ребенка. И я подумала: да, голландцы шагнули далеко вперед. Вообще, я счастлива, что с ним поработала.

— Чем вас привлекла роль в сегодняшнем спектакле?

— Согласилась принять участие, потому что материал хороший — когда посмотрите, поймете — он и смешной, и трогательный. Есть очень много положительных моментов, а еще мне нравится, что зрители отдыхают душой на нашем спектакле, заряжаются положительными мыслями.

Мы благодарим Руслану Писанку за то, что она уделила нам время, и переходим в зрительный зал.

«Поезд Одесса-мама»: бутафория и шутки до упаду

"Поезд Одесса-мама"…В поезде Одесса-Львов — один пассажир. Михаилу Мухинзону за пятьдесят (его играет Олег Филимонов, известный участием в «Одесских джентльменах», «Джентльмен-шоу», «Масках-шоу», «Камере смеха). Солидный мужчина впервые отправляется в столь дальнее путешествие без мамы. Впрочем, мама будет сопровождать его на каждом отрезке жизненного пути — и каждые пять минут звонить по скайпу. Чтобы никто не мешал наслаждаться дорогой — а еще, чтобы обезопасить себя на сто процентов, Мухинзон… выкупает все билеты, но его гордому одиночеству не суждено продлиться долго. В вагоне появляется некая Наталья, с уймой сумок, громко разговаривающая по телефону, и приземляется практически на Мухинзона. Зал разражается аплодисментами, узнавая Руслану Писанку в эксцентричной героине, которая еще не раз удивит зрителей пластичность танцев и трогательным вокалом, а также умением перевоплощаться со скоростью молнии.

"Поезд Одесса-мама"

Мухинзон и Наталья смотрят друг на друга волком, Михаил даже предлагает женщине деньги, чтобы она ушла из вагона. Но волей-неволей общаться им придется: Михаил потерял саквояж, где находится дорогущее кольцо, отвезти которое нужно во Львов. После того, как Наталья находит пропавший чемоданчик, расчувствовавшийся Мухинзон доверяет ей тайну собственной жизни: он участвует в настоящей афере, везет кольцо, сделанное одесским ювелиром во Львов, откуда его переправляют в Нью-Йорк. Из Америки — снова во Львов — и добро пожаловать в Одессу! Наталья переспрашивает:

— А почему нельзя сразу продать его в Одессе? Зачем такой долгий путь проделывать?

На что осмотрительный Мухинзон отвечает:

— Ну как же! Ведь кольцо, сделанное в Одессе, в Одессе будет стоить дешевле, чем кольцо, сделанное в Одессе, но привезенное из Нью-Йорка!

Предпринимательская жилка слабо помогает Михаилу, когда в вагон заходит пограничник:

— Золото везете? — и начинает рыться в вещах. Когда в руки блюстителя закона попадает «тот самый чемодан», Наталья проявляет чудеса прыткости и отнимает улику, а затем выводит на чистую воду мошенника:

— Ведь у нас поезд Одесса-Львов, здесь нет никакой границы! Так кто же вы такой? — спрашивает героиня Русланы Писанки у лже-пограничника. Тому приходится ретироваться.

"Поезд Одесса-мама"

Потрясенный сообразительностью Натальи, Михаил спрашивает, как она догадалась, что это переодетый аферист. Здесь впервые спектакль принимает минорное звучание:

— Скажите лучше, как это вы не раскусили этого афериста. Вы что, за границу никогда не ездили?

— Ездил… Но мои вопросы всегда решала мама. А вам что, мама не помогает?

— Да нет у меня мамы, — горько замечает Наталья. И рассказывает, что когда ей было пять лет, в деревне разразился пожар — и унес жизни всех членов ее семьи.

Михаил поражен:

— А как же вы живете? Неужели никто о вас не заботится?

— Есть одна женщина…

Дело было во время войны: родственники Натальи в то время приютили одного еврея, спасли его от верной расправы. Благодарная родственница спасенного человека не оставила Наталью, понимая, как сложно приходится одиноким людям в этом мире.

«Поезд Одесса-мама»: почему плакал зал

…Путешественникам за время поездки придется еще много чего повидать, и этот грустный рассказ утонет в море смеха, когда в купе пожалует аферист-священник, с предложением освятить купе; когда мать Михаила будет тщетно вызванивать его по скайпу и давать назойливые советы; когда, наконец, Мухинзон признается Наталье в любви и подарит ей кольцо, которое он вез на продажу…

"Поезд Одесса-мама"

"Поезд Одесса-мама"Поезд прибывает во Львов, и Михаил выходит на перрон: здесь он будет ждать Наталью. Тем временем женщина в купе берет телефон – и на экране появляется мать Михаила.

— Спасибо вам за все, что вы для нас сделали! — говорит Наталья. И становится ясно, что это мать подстроила судьбоносную встречу.

— Да разве это идет в сравнение с тем, что твои родственники сделали для нашей семьи! — так вот, оказывается, кто была эта женщина, о которой Наталья упоминала в разговоре с Михаилом.

Тем временем разговор приобретает другую тональность:

— Вам очень больно? — спрашивает Наталья мать Мухинзона.

— Нет, почти нет. Врачи сказали, мне осталось дня два-три. Знаешь, я очень беспокоилась, как будет жить Михаил, когда меня не станет, но тебе, моя девочка, я доверяю.

Глядя на актеров и понимая, что это — только спектакль, мы все же невольно глотаем слезы. Оглядываемся — чтобы увидеть: мы не одиноки в таком проявлении чувств. А мы еще смеялись над незадачливым маменькиным сынком и поражались постоянному вмешательству мамы в его жизнь — мол, совсем покоя не дает, бывают же такие люди! Нам пока неизвестно, что это не финал пьесы, и нас до глубины души пробирает материнская любовь этой женщины, беспокоившейся о дальнейшей судьбе родного сына — и Натальи, которая была ей, как дочь.

Когда Наталья уходит со сцены, появляется вокалистка, принимавшая участие в спектакле, — Аня Ткач, победительница конкурса «Голос. Діти». Впервые она возникла в самый разгар шуток, в начале спектакля, в образе «девочки со спичками».

"Поезд Одесса-мама"

Разительным был контраст между фееричным шуточным действом, происходившим на сцене, и песнями, исполненными девочкой — отсутствие элементов шоу, горящие глаза, невинный голос, глубокие тексты — и пронзительная грусть. Теперь же, в конце спектакля, она выходит в костюме ангела, подбирает забытый Натальей телефон и ведет разговор с матерью Михаила… Выясняется, что женщина умерла накануне, за день до поездки сына, который до сих пор ни о чем не подозревает. Ее любовь к ребенку была настолько сильна, что на небесах ей позволили позвонить по скайпу — и все-таки попрощаться, раз уж смерть, эта незваная гостья, разлучила родных людей.

Ася Шкуро

Фото — Алина Харченко

 

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?