Перформанс: странности современного искусства

Иногда перформанс ошибочно сравнивают с театром, но у них мало общего. В основе спектакля — история и ее неизменные компоненты  — завязка, кульминация, финал. Перформанс работает по другим законам. Он исследует природу человека, его страхи, чувства, инстинкты. Во время статичного перформанса зрители наблюдают за тем, как во времени и пространстве ничего не происходит. Иногда перформанс основан на повторяющихся действиях, которые не терпят изменений. Заранее придуманный экшн вовлекает в игру случайных свидетелей. Человек может вмешаться — или остаться безучастным.

Чем больше участники перформанса присутствуют в закрытом пространстве, тем реалистичнее кажутся действия, доведенные до абсурда. Отказ от истории как основного элемента представления позволяет зрителям найти смыслы, которых нет, по-новому взглянуть на геометрические предметы вокруг нас. Эксперимент по расширению сознания — так называют перформанс некоторые из его создателей. Сегодня мы поговорим об этом странном, но интересном направлении в современном искусстве.

Йоко Оно. Перформанс против войны

Йоко Оно — знаменитая супруга Джона Леннона. Ее эпатажные представления вызывали бурю эмоций у критиков и зрителей. Она считала, что привлечь внимание к проблеме можно лишь экстраординарным способом. Например, перформанс Cut Piece предполагал, что зрители перейдут границы личного пространства Йоко Оно.

… Она сидит на земле неподвижно. Взгляд отрешен, на лице — спокойствие. Рядом лежат ножницы: сегодня этот острый предмет разрушит видимый покой. По задумке, Йоко Оно не будет сопротивляться, она выполнит условия до конца. Каждый, кто приближается к Йоко Оно, берет ножницы и отрезает лоскут ее одежды. Созидание через разрушение, такое вообще возможно?

Йоко Оно задумывала перформанс, выражая негодование по поводу войны во Вьетнаме. Смысл ее перформанса таков: знаменитая уроженка Японии добровольно принимает на себя жестокость и насилие, существующие в мире.

«Однажды я разрешила, чтобы люди прикасались к моим произведениям. И тут же поняла: именно поэтому я должна позволить им делать это». Сближение на грани, размытые рамки личности, предметы, которые больше не служат по назначению? «Искусство — самая важная вещь в моей жизни, и если бы меня волновало мнение других людей, я бы не создавала свои произведения».

Йоко Оно неоднократно демонстрировала перформанс Cut Piece перед разной публикой: «Я хотела показать страдания, которые испытывают женщины. Женщину чего-то лишают». Как видим, гендерный вопрос играл не последнюю роль в этом перформансе. А сама идея сидеть без движений, противодействуя вмешательству непротивлением, появилась как увлечение идеями буддизма. Йоко признавалась, что ее потрясла история Будды, который пожертвовал дворцовой роскошью, чтобы познать жизнь и найти лекарство от нищеты, болезней и смерти.

Кстати, в последний раз Йоко Оно показала перформанс Cut Piece в Париже. К тому времени ей было 70 лет.

Зигмунд Пиотровски. Форма Vs содержание

Иногда концептуальность пожирает сама себя.

Зигмунд Пиотровски более известен как Noah Warsaw. Закончив Академию изобразительных искусств в Варшаве, художник решил попробовать что-то новое. В 1970-е годы в моду только входил перформанс, и многие деятели культуры пересмотрели призвание искусства. Так Зигмунд Пиотровски принимается за создание инсталляций. Его перформативные фигуры довольно просты — художник стоит, держа руки над головой, неспешно бредет по дороге, выходит с ведром и наполняет его водой… О чем говорят его представления? Зигмунд протестует против излишней зрелищности, называя ее искусством напоказ. И требует внимания к мелочам. Чего больше в его перформансах — формы или содержания — спорный вопрос. Noah Warsaw утверждает, что смысл доминирует над формой, но он едва уловим…

На фестивале в Клевеленде, США, Пиотровски представил перформанс под кодовым названием «Голова». Отсутствие движений заставляет всматриваться в мельчайшие мимические морщины и едва заметное шевеленье губ. Чем дольше зритель наблюдал за перформансом, тем внимательнее он прислушивался к дыханию Зигмунда.

Привлечь внимание, не сделав ничего особенного, — разве не в этом вся соль нашей эпохи? И пусть другие его перформансы приурочены к политическим событиям, сняты на фоне концлагерей, они по-прежнему выражают то, что настолько недоступно пониманию, что смысл приходится выдумывать.

Художник, творчество, любовь

Пусть не всегда соблюдается баланс между формой и содержанием. Несомненно вот что: перформанс требует выносливости, ведь он длится часами. Кстати, самый длинный перформанс происходил на протяжении 716 часов 30 минут.

В 2010 году сербская художница Марина Абрамович задумывала представление «В присутствии художника». Она хотела подвести итоги творческого пути, увидеть зрителя, который всегда оставался по ту сторону экрана. Место действия — музей, на стенах фотографии, на экране бегут кадры, запечатлевшие яркие творческие моменты. Художница сидела на стуле, на ее лице — белила, одежда — белого, красного или синего цвета. Посетителям дано право — ни много ни мало — взглянуть в лицо человеку, который посвятил жизнь творчеству. Кому-то хватило несколько минут, другие оставались в зале на день.

В конце перформанса произошло нечто особенного. Представление Марины Абрамович посетил ее возлюбленный Уве Лайсипен, с которым художница не виделась с 1988 года. Они смотрели друг другу в глаза, больше ничего. Что происходило в этот миг в их душе, известно только им. Но многие любители перформативного искусства вспоминали другую историю — печального и впечатляющего расставания. В 1988 году Марина приняла решение разорвать отношения с Уве. Этот драматичный момент также был переосмыслен в творчестве. Марина и Уве превратили расставание в перформанс: они шли навстречу вдоль Великой Китайской стены. Встретились посередине, обняли друг друга… и на этом их пути разошлись.

Марина Абрамович рассказывала историю, позволившую глубже проникнуть в суть перформативного искусства. В детстве она гуляла с мамой в парке и заметила змею. Мама закричала, и девочка отпрыгнула в сторону. А потом долго размышляла о том, что руководит нашими действиями. Она испугалась не из-за того, что змея таила в себе опасность, а потому что закричала мама. Став взрослой, Марина размышляла над тем, как просто управлять человеком при помощи страха. Перформанс оказался идеальной формой для того, чтобы поговорить со зрителем об агрессивности и уязвимости. Художница говорила так: «Искусство перформанса позволяет зрителю получить собственный опыт, ощущения. Тогда его не надо ни в чем убеждать и ничего объяснять».

Ася Шкуро

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?