Родившись на грязных улицах Парижа, он выживал, как мог. И видел красоту так, как подсказывало его чутье…
Когда вы читаете книгу, какие органы задействованы больше всего? Наверное глаза, ибо при чтении их невозможно не напрячь, чтобы дочитать хоть еще одну-десять-пятьдесят лишних страничек полюбившегося произведения. А было ли у вас такое, что книга напрягает не зрение, а рецепторы обоняния? Если да, то вы уже наверняка знакомы с романом Патрика Зюскинда «Парфюмер: История одного убийцы», который шокировал публику, представив антагониста в качестве протагониста.
Жан Батист Гренуй, иными словами, главный герой произведения, стал одновременно воплощением любви и ненависти ко всему человечеству. С самого детства его учили выживать в бедности и грязи бренного мира; вследствие Гренуй поставил себе цель, к которой шел всю жизнь, а достигнув ее, как и все величайшие гении, разочаровался в бытии.
…он останавливался у восточного парапета и смотрел вверх по течению, чтобы хоть раз увидеть, как все стремится ему навстречу.
Его мерзкие поступки невозможно оправдать высокими порывами, и в то же время наивность и простота суждений персонажа не могут не умилять. Воплощение контраста — в этом есть свое обаяние.
Люди могут закрыть глаза и не видеть величия, ужаса, красоты, и заткнуть уши, и не слышать людей или слов. Но они не могут не поддаться аромату. Ибо аромат — это брат дыхания. С ароматом он войдет в людей, и они не смогут от него защититься, если захотят жить. А аромат проникает в самую глубину, прямо в сердце, и там выносит категорическое суждение о симпатии и презрении, об отвращении и влечении, о любви и ненависти. Кто владеет запахом, тот владеет сердцами людей.
Сюжет романа можно определить одним словом — ароматы. Вы никогда не замечали, что люди воспринимают друг друга, да и мир в целом, с помощью запахов? Инстинктивно мы тянемся к некоторым представителям противоположного пола благодаря их естественным феромонам, а если запах плоти и крови нам не подходит — мы, возможно, и не морщим нос, но все-таки отходим от человека подальше. Для нас существуют благоухание и вонь, а вот Жан Батист Гренуй все ароматы воспринимал как прекрасные, будь-то отголосок вкуса вишни, веяние непорочной девы или смрад дохлой крысы. Для одинокого мальчика, которого «недолюбили» в детстве, запахи становятся безопасным пристанищем, источником любви и тепла, в которых нуждается каждый представитель человечества.
Для тела ему нужно было минимальное количество пищи и платья. Для души ему не нужно было ничего. Безопасность, внимание, нежность, любовь и тому подобные вещи, в которых якобы нуждается ребенок, были совершенно лишними для Гренуя. Более того, нам кажется, он сам лишил себя их, чтобы выжить.
Книга о парфюмере в поисках идеального аромата, погубившего десятки невинных жизней, является своеобразной интерпретацией препятствий, которые каждый должен преодолеть на пути к счастью.
Почему же настолько ужасны средства и мерзки поступки главного героя с точки зрения моральных канонов? Разве можно искать свой путь и подняться на пьедестал в искусстве, совершая убийства? Да и поможет ли столь изощренный способ, избранный Жаном Батистом Гренуем, достичь гармонии и восполнить недостаток заботы?
Возникает желание объяснить путь героя его психологией, поступки оправдывать верой в возвышенные идеалы… И подытожить, что Зюскинд описал самого мерзкого обаятельного поддонка — эстета эпохи Просвещения, который покорил миллионы сердец XX и XXІ века. Но все ли так просто?
В конце XIX века литературные герои задают неожиданные, в чем-то провокационные вопросы. Моральные каноны низвергнуты, вера распята, и мерилом величия человека становится умение плюнуть на мнение общества. Позабыт пушкинский принцип «Гений и злодейство — две вещи несовместимые». Теперь на арену выходят Раскольниковы, вопрошающие: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Вслед за молодыми людьми, которым мир не оставил возможности для реализации и которые обращаются к преступлению, выходит «сверхчеловек». Этот герой ницшеанства воплощает бездуховность века разрушительным кредо, сформулированным Ницше, — «Бог умер». На смену божественному началу пришло некое существо, до которого не каждому дано дорасти. Так в литературе все ярче прорисовывается образ гения-злодея. Вот почему критики видят в «Парфюмере» «апокрифическое Евангелие», как будто герой мечется между Христом и Антихристом: Жан Батист Гренуй мало заботится о том, что подумают о нем окружающие; верен собственным помыслам; самозабвенно творит, используя разрушение как плацдарм для возведения «храма». Другой вопрос, как не повезло людям, к которым Гренуй отнесся как к «материалу» для собственной — великой — работы.
«Парфюмер» был опубликован в 1985 году и сразу же произвел фурор не только на родине автора Швейцарии, но и во всем мире. Скандальное произведение был признано самым популярным романом, написанным на немецком языке со времен Ремарка. Книга выдержала множество изданий общим тиражом более 12 миллионов экземпляров и была переведена на 42 языка, включая латынь. Жанр этого произведения – психологический роман, погружающий нас в царство человеческой души, пусть и немного и нездоровой, но все же чистой, как цветок. Стиль автора кажется напыщенным и официозным, но в то же время все сложно сконструированные обороты воспринимаются легко и естественно, что способствует быстрому и непринужденному чтению романа. Русский перевод способен передать все особенности немецкой речи Зюскинда.
…Юные рыжеволосые девушки зачитываются этой книгой и сегодня, будоража сознание образами запахов Гренуя, боясь его и восхищаясь одновременно. Вердикт один – равнодушным роман не оставит никого. А почему именно у рыжевласок вызывает дрожь Парфюмер? Прочитайте роман и узнаете.
Анастасия Василенко