Параджанов: «Я не диссидент, я художник»

параджановЖизнь значительного человека всегда овеяна легендами, а зачастую — опутана сплетнями. Особенно если это — великий режиссер Сергей Параджанов, противостоявший советской системе нон-комформистским поведением. Попыткой осмыслить жизнь и творчество Сергея Параджанова стал фильм Сержа Аведикяна и Елены Фетисовой «Параджанов», представленный в «Правда-Кино» 9 октября 2013. 

На афише — фото актера и режиссера, сыгравшего главную роль в фильме, — Сержа Аведикяна, его левый глаз заслонен желтоватыми крыльями мотылька. Как рассказывал сорежиссер картины Елена Фетисова, «Мотылёк — это часть коллажа Параджанова… это своего рода символ его жизни. Он порхал по жизни…» Отражает ли такой взгляд личность великого кинорежиссера? Ведь эту фразу можно трактовать по-разному: как символ беспечности или умение видеть прекрасное в малом. Несмотря на то, что фильм был заявлен как биографический, режиссер признала, что в нем множество выдуманных событий и персонажей, которые, впрочем, имеют реальные прототипы.

Параджанов: биография как целая вселенная

Идея снять фильм родилась у Елены Фетисовой пять лет назад, но поначалу это казалось ей невозможным: «Снять фильм по биографии Параджанова? Да это же невозможно… Это же целая вселенная!» Идея приобрела очертания, когда Елена пригласила работать Сержа Аведикяна, французского актера армянского происхождения, который был лично знаком с Параджановым. Вживаясь в образ, Аведикян стремился стать как две капли воды похожим на Сергея Иосифовича, обыгрывал характер, инакомыслие, эксцентричность героя. Аведикян говорит о герое так: «Образ Параджанова очень сильный, потому что очень контрастный. Это — человек, который хотел быть свободным в тот период, когда в Советском Союзе такой свободы не было для искусства». Человек, который искал вдохновения во всем, вплоть до мелочей: в предметах, людях, природе…

Интересна и роль жены Параджанова, сыгранная Юлией Пересильд. Сама актриса подчеркивала, что любимая женщина режиссера была не слишком яркой личностью, не отличалась эпатажными выходками, в отличие от знаменитого супруга. Однако она была его музой, сумела создать вокруг гения ту атмосферу, в которой он мог творить.

параджанов

Параджанов умел превращать простые вещи в уникальные

К примеру, на съемках одной из его картин он потребовал предоставить ему верблюдов и павлинов. Окружающие восприняли это как бредовую мысль. Но после просмотра готового фильма всем стало ясно, что в его капризах таится необычайный талант!

Кстати, режиссура была не единственным призванием Сергея Параджанова. Он был ещё и талантливым художником, великолепно разбирался в ювелирном деле, археологии, истории, этнографии, фольклоре и литературе Древнего Востока, консультировал мастеров по керамике, фарфору, оружию, антиквариату. А когда, сидя в тюрьме, у Параджанова отняли карандаш, чтобы он не мог записывать идеи, и тогда режиссер придумал технику гравировки фольги. На фольге, залитой смолой, он рисовал изображения великих людей — крышками от молочных бутылок! Рассказывают, что в тюрьме у него обнаружили эти «изделия» и отправили на медицинскую экспертизу, чтобы доказать, что режиссер сумасшедший. Из московской лаборатории пришел ответ: «Талантливый, очень».

Фильм «Параджанов» мастерски высмеивает шаблонность общественной системы

Одна за другой перед зрителем проходят язвительно-саркастичные моменты: Параджанову представляется карикатура о том, как он вскарабкивается на плечи Брежневу и свешивает ноги, весело приплясывая. Герой Аведикяна провоцирует общество взбалмошным поведением, словно призывая людей взглянуть на мир иначе.

параджанов

А чего стоит сцена с приемом Мастроянни! В то время, когда работами Сергея Иосифовича заинтересовалась Европа и гении элитарного искусства, Параджанов жил в Тбилиси — и жил бедно. Но для него не составило труда достойно принять зарубежных коллег, среди которых был Марчелло Мастроянни. Параджанов украсил свою убогую обитель старьем, и даже это он сделал умело и со вкусом. Стены были отделаны латаными простынями с пришитыми пуговицами, на полу стояли бутылки с горящими свечами. Черепы животных, подделка Джоконды, старые вазы — всё это было найдено в мусорном ящике и представлено гостям как эксклюзив. Но больше всего зрителя рассмешил мальчишка, обмазанный золотой краской, выкрикивающий то и дело в музыкальный рог: «Параджанов — гений!».

Фильм охватывает и время, которое Параджанов провел в тюрьме. За несколько лет до сфабрикованного дела Сергей Иосифович выступил против массовых арестов украинских научных и культурных деятелей. Первым подписал знаменитое «Письмо 139 интеллектуалов», в котором требовалось прекратить противозаконные заключения. А в 1973 году режиссер и сам был арестован и приговорен к пяти годам тюрьмы. Параджанова поддержала мировая киноэлита: в его защиту выступили известнейшие режиссёры, среди которых были Франсуа Трюффо, Федерико Феллини, Роберто Росселини, Андрей Тарковский.

Именно те, кого общество не принимает, считает сумасшедшими, в большинстве и являются гениями, меняющими жизнь к лучшему. Но признают лишь единиц, ведь сложно ломать традиционные устои общества, не готового к переменам.

параджанов

Этот фильм нельзя причислить к массовому кинематографу, несмотря на заявления режиссера Елены Фетисовой, определивший его как «фильм для широкого зрителя». Впрочем, эти слова можно трактовать иначе: фильм получился интернациональным, в нем говорят на русском и украинском, армянском и грузинском, французском языках. Именно такой была советская эпоха, когда в пределах одной страны люди говорили на разных языках. Кстати, по словам Е. Фетисовой, в персидском языке было слово «Параджанов», которое переводилось как «сердце, которое взорвалось».

Параджанова  называли «армянином, родившимся в Грузии и сидевшим в русской тюрьме за украинский национализм» А он лишь необычайно любил красоту.  Красоту жизни, любви, свободы: «Какой я украинский националист?.. Я не диссидент, я — художник. Я болею любовью к фильмам, хочу создавать фильмы, полные любви».  Его человечность и сила духа помогли ему выстоять даже в самые трудные времена.

                                                                        Алеся Диденко и Ася Шкуро

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?