Отдать концы! — логика чувства Таисии Игуменцевой

Отдать концы«Отдать концы!» — так кричат, когда корабль отходить от причала, и швартовые канаты бросают в море… А ещё так называется новый фильм Таисии Игуменцевой. Немного о режиссере: Таисии Игуменцевой 24 года, бывшая студентка режиссерского факультета ВГИКа училась в мастерской Алексея Учителя. Впоследствии Таисия вспомнила, что ВГИК дал ей ощущение внутренней свободы, это же чувство заметил в её первом фильме Жан-Пьер Дарденн.

В 2012 году Таисия сняла короткометражный фильм «Дорога на…», который не оценила комиссия ВГИКа, но за который режиссер получил награду на Каннском фестивале. Получив четверку на экзамене, Таисия подала заявку на конкурс студенческих работ Cinemafondation, проходившем на 65-м Каннском фестивале. Короткометражка обошла полторы тысячи киноработ и заняла первое место, а Таисия Игуменцева получила возможность претендовать на показ полнометражного фильма в основной программе в Каннах.

«Отдать концы» в Каннах

На Каннском фестивале фильм «Отдать концы» увидел голландский режиссер Йос Стеллинг — и тепло отозвался о российском кинематографе в целом: «Я люблю русских как нацию, как цивилизацию, обожаю их культуру. Я сам работал с русскими актерами и считаю их прекрасными. Это необычная страна, она самая большая по территории. Она иногда может выглядеть и восприниматься как закрытая, но мы идем навстречу друг другу. Мы хотим друг друга понять».

Кинокритики называют фильм «Отдать концы» по-разному — апокалипсической комедией, фантасмагорической притчей, деревенской трагикомедией, иронической сказкой. Всё это — попытки объяснить видимую простоту сюжета и глубину послания, которое адресует режиссер публике. Несмотря на такое название, Таисия Игуменцева не спекулирует темой конца света, это — лишь канва, за которой скрываются проблемы человеческих отношений.

Отдать концы

«Отдать концы»: арт-хаус непривычной доброты

В Днепропетровске премьера фильма «Отдать концы» состоялась 20 ноября в кинотеатре «Правда-кино». Зрители, которые пришли посмотреть артхаусное кино, не увидели на экране постмодерных терзаний — здесь происходит шокирующая ситуация, заставляющая героев пересмотреть ценности и расставить приоритеты. Жители маленькой деревеньки узнают о том, что Земля доживает последние дни — к ней приближается комета, поставившая под угрозу сам факт существования.

В фильме восемь героев, не считая коровы и собаки, — и каждый не похож на другого. Обреченные люди собираются за одним столом — под влиянием форс-мажора каждый перестает скрывать свои мысли и чувства. Распадаются две семейные пары — двое решили встретить смерть счастливыми, оставив свои «половинки» умирать в одиночестве. Старому пастуху кажется, что люди хотят напасть на его корову, а он готов отдать за нее жизнь. Бабушка философствует о том, что все лгут; придя домой, она зажигает свечи рядом с бюстом Ленина, закутанным в простыню. Мечтательница, собирающая фотографии Тарковского, встречается взглядом с изобретателем — живя в нескольких минутах ходьбы друг от друга, каждый обитал в своем мире, а потому не видел другого.

Тревога оказывается ложной, но радоваться рано, потому что дождь переходит в грозу, а та — в настоящий потоп, который длится несколько суток. Библейская аллюзия очевидна: этот мир погряз во лжи и нуждается в очищении. А в фильме происходит то же, что порой случается в жизни — очередная переоценка ценностей заставляет ценить то, что имели, и расставшиеся супруги осознают, как дороги они друг другу.

Интересно, как в фильме противопоставляются жизнь и смерть. Неоднозначно название:  отдать концы значит умереть, но если перефразировать, получится «концы в воду» — другими словами, замести следы. Вода символизирует источник жизни, но, с другой стороны, может уничтожить. В философской традиции вода — это начало, первичная субстанция, из которой рождаются все формы. Из невнимания к прошлому вытекает неумение направить жизнь в нужное русло.

Киноэстетика режиссера отличается вниманием к бытовым предметам, герои Игуменцевой стремятся почувствовать жизнь, прикоснувшись к ней. Так ребёнок прикасается к предметам, делая первые шаги.

Отдать концы

Простая история о жителях заброшенной деревни оборачивается философскими аллюзиями, эксцентричные образы подталкивают к поиску новых интерпретаций. Так фильм, который изначально задумывался как простая история, обрастает новыми смыслами. В фильме видят фарсовые мотивы Кустурицы, вспоминают «Меланхолию» Триера, которое затрагивает ту же тему конца света, что лежит в основе фильма «Отдать концы». Но разве можно сравнить доброту фильма Игуменцевой с угнетенным состоянием духа, которое возникает после просмотра «Меланхолии»? В фильме «Отдать концы» есть то, по чему так соскучились зрители, предпочитающие глубокие, но отягощающие совесть фильмы. Постмодернизм обвиняет современную жизнь в её собственных порождениях, без малейшей надежды на свет в конце туннеля. Философия, в основе которой находится принцип «мерзкий мир и мерзкий человек», не оставляет выхода. Фильм Игуменцевой, хотя и поднимает серьезные проблемы, создавался с верой в человека: герои ошибаются, падают в грязь — как в прямом, так и в переносном смысле, но делают выводы и меняют жизнь к лучшему.

«Отдать концы»: творческий метод Таисии Игуменцевой

Тонкий психологизм изображения главных героев, внимание к их внутреннему миру, стремление понять их чувства и переживания — всё это находится в центре кадра.

Избавление от чёткого сюжетного построения позволяет воспользоваться принципом потока сознания. Возникают аллюзии на произведения Марселя Пруста, а завораживающая макросъемка отдельных деталей заставляет искать скрытые символы, проводить параллели.

Специально для журнала «Хороший вкус» Таисия Игуменцева рассказала о том, что осталось за кадром.

— В кино для вас важнее логика чувства или логика разума?

— Мне кажется, форма не столько важна, сколько важна тема, о которой хочет поговорить автор. Темы я нахожу в окружающей действительности, меня вдохновляют люди, отношения, какие-то истории, которые я слышу, — всё может быть отправной точкой для сценария. Например, в фильме «Отдать концы» образы Нины Андреевны и Ивана прописывались под актеров, то есть прообразами героев послужили сами актеры, которые исполняют эти роли.

— Какие человеческие качества у героев «Отдать концы» вам импонируют?

— Вы будете смеяться, но больше всего мне импонирует герой, которого играет Максим Виторган, потому что я тоже довольно закрытый человек, и люди воспринимают меня как недоброжелательную, отпугивающую личность, а на самом деле я очень добрая и чувствительная натура, просто не способная так же свободно, как другие, выражать эмоции. Кстати, что касается эмоций — когда вы говорили близким о своих чувствах? У нас все так торопятся жить, что не успевают в бесконечной суете разглядеть себя и людей, которые их окружают. Наше кино призывает не ждать какого-то взрыва или крайнего случая, чтобы дышать полной грудью и жить.

— Правильно ли называть фильм «Отдать концы» притчей?

— В основе лежит довольно простая история, а притча — это что-то более замысловатое, у нас все прозрачно.

— Но, кроме библейского потопа, ещё какие-то символы выделяли?

— Капитолийская волчица, которая вскормила двух братьев Ромула и Рема, основателей Рима. Её статуя сейчас находится в Капитолийском музее в Риме, наплощади Палаццо Деи Консерватори.

Восемь человек и одна корова. Корова, которую не раз хотят убить, корову, за которую готов убить других её хозяин, это была бы простая деревенская история, если бы корова не появилась в фильме ещё раз, в совершенно другой ипостаси. Слушая сказку на ночь, дети спрашивают родителей, существует ли созвездие коровы, и финальный кадр звездное небо, в котором вырисовывается священное животное. Интересно, насколько связаны эти два эпизоды. Славяне верили в то, что корова в макрокосмосе представляет собой луну и небо, её рога превращаются в полумесяц, а молоко образует Млечный путь. Кормилица земли ещё и богиня неба. Корову считали символом благодатного дождя а, между тем, потоп в фильме длится три дня очищение земли? Но причастна ли к этому корова, вот в чем вопрос. 

Как связаны римская волчица и наша корова? Обратимся к старинной легенде. Ромул, вскормленный волчицей, был зачинателем рода римских правителей. Последний правитель Сервий Туллий потребовал принести в жертву Диане корову, чтобы получить власть над миром. Идея убить корову появляется у одной из героинь фильма после страшного явления с громом и молнией, а ещё после того, как корова едва не затоптала её сына. Материнские чувства понятны, но второй аспект тоже не стоит упускать из виду.

— Присутствует ли в основе актерской игры эффект отчуждения? Почему игра подчеркнуто театральна?

— Это складывается такое впечатление, потому что очень много снято, отрепетировано от начала, включения камеры до окончания одними кусками; то есть, несмотря на то, что вы сейчас видите порубленный в капусту материал, я предпочитаю работать не монтажно, а именно сценически — ставлю целиком сцену, как в театре. Это просто мой метод работы. Если говорить о конкретных сценках, то начиная с момента, когда люди садятся за стол, Виторган уходит, а Иван танцует под магнитофон, — это всё было снято не кадром.

— Что вы хотите сказать зрителям фильмом «Отдать концы»?

— Живите, чувствуйте здесь и сейчас, раскрывайтесь, пусть вас не сдерживает ничего, потому что завтра может не наступить никогда, а вы так и не успеть сказать чего-то  важного людям.

— Как вы добиваетесь того, чтобы кино было коммерчески успешным?

— В настоящее время я не сильно задумываюсь над маркетингом, но для будущих фильмов хочу взять в команду профессионала, потому что я верю, что фильм можно продумать ещё заранее, проводить компанию по раскрутке. К примеру, в Америке трейлеры на картины появляются задолго до выхода фильма, интерес подогревается очень долго. К сожалению, с моей первой работой так не получилось, но это урок, из которого я извлекла пользу. Будем работать ещё больше, потому что я всегда признаюсь, что снимаю кино для себя, а не для фестивалей. Профессия режиссера нацелена на то, чтобы поделиться какими-то мыслями со зрительным залом, заставить кого-то задуматься или, наоборот, воздействовать на эмоции. И зритель – это один из важнейших элементов фильма, как бы это странно ни казалось. Есть такое выражение: смысл фильма находится в зрительном зале, так вот я в это тоже верю.

                                                                Ася Шкуро

                                                               Фото — из личного архива Таисии Игуменцевой

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?