Ольга Гура: «К бессмертию стремится человеческая душа»

ольга гураУ древних кельтов существовала легенда о Священном Граале, затерянном в веках. Эту волшебную чашу, объект поисков и стремлений разные народы называли по-разному: рог изобилия, философский камень. Для того чтобы отыскать Грааль, нужно было закалять тело и очищать душу от низких помыслов. Героиня этого материала — певица Ольга Гура — исполняет песню, которая так и называется: «Легенда о Священном Граале». 

Сюжет прост: король едет за тридевять земель, чтобы найти драгоценный камень. Король достигает заветной цели, когда отбрасывает собственные условности, мешающие видеть прекрасное, иллюзии внешнего мира, затемняющие главное сокровище — бессмертную душу.

О своём творчестве Ольга Гура говорит так: «Я не приемлю бессмысленных вещей, которые ничего не дают душе, уму, сердцу». В её репертуаре переплетаются дивные мелодии кельтской арфы и лиры, ирландской свирели, народной и классической музыки.

Ольга Гура: «Первое правило — не навреди»

— Современная музыка, к сожалению, создаётся  с использованием таких частот и ритмов, а также большого количества электронных (искусственных) инструментов, которые не самым лучшим образом воздействуют на человеческий организм. Это  давно известно западным музыкотерапевтам, у нас же это направление только развивается.

Кроме того, такая музыка точно так же влияет и на окружающую среду. Увидеть это очень просто, даже не проводя лабораторные эксперименты: достаточно выехать на природу и включить погромче проигрыватель. От громких звуков рока, шансона, поп-музыки  даже птицы разлетаются и перестают петь. И только люди не замечают, что с ними что-то не так.

Мне неоднократно приходилось петь вживую под открытым небом  на лесной поляне или возле реки, и я замечала, что птицы при этом начинают петь громче, рыбы, не боясь подплывают к берегу, их эта музыка не отпугивает, а значит — она гармонична с природой и не причиняет ей вреда.

Если мы копнём ещё глубже в историю человечества и эволюции, то увидим, что на протяжении эволюции естественной средой обитания для человека была природа и естественно-природные звуки: щебет птиц, журчанье ручья, шум дождя или ветра. В природе частота, ритм, высота звуков ежесекундно меняются, всё это создаёт своеобразный  бесконечный «оркестр», который воспринимает наше ухо. Если звуки гармоничны, приятны, они вызывают в нас ответное чувство гармонии, если нет, то это могут быть разные эмоции вроде страха, тревоги, раздражения, напряжения, душевного дискомфорта. Точно также звуковыми колебаниями (вибрациями) голоса мы влияем на других людей и окружающую природу. Недаром ведь говорят: доброе слово и кошке приятно. Мягкая, приятная, гармоничная  речь или пение расслабляют, вызывают комфортные эмоции, выработку эндорфинов — гормонов радости в организме, которые поддерживают хорошее настроение, тонус, здоровье.   Это и есть экология в музыке. Экомузыка — это музыка, которая не может причинять вред, она соответствует гармонии и законам природы.

ольга гура

Ольга Гура: колыбельные и музыкальная терапия

В вашем репертуаре значительное место занимают колыбельные песни. Почему ваш выбор пал именно на этот жанр?

— Когда моя песня «Прилетіли лебеді» прозвучала в Украинском доме (Киев) на фестивале кобзарей, её почему-то восприняли, как колыбельную, возможно из-за очень мягкой манеры исполнения (хотя в содержании песни действительно есть фрагмент колыбельной), и после фестиваля ко мне подошёл представитель детского издательства «Грани-Т» с предложением сотрудничества. Он пригласил меня провести мастер-класс колыбельных на фестивале «Трипільське коло», которые я проводила в 2010-2012 годах. Постепенно набрался материал, который вместе с детскими стихами впоследствии вошёл в альбом колыбельных «Українські колисанки. Ходить сон…» (2013).

На фестивале «Трипільське коло» вы проводите мастер-классы по исполнению колыбельных песен. На что вы в первую очередь обращаете внимание присутствующих на мероприятии?

Исследования музыкотерапевтов показывают, что наиболее важное влияние на развитие головного мозга малыша после рождения имеют колыбельные, исполненные любящим голосом матери. Мозг чувствует себя комфортно на частотах 7-8 тыс. Гц. А это именно мамин голос! Почему так? Оказывается, во время беременности плацентарный барьер пропускает только звуки этой частоты, не ниже. Поэтому ребёнок лучше всего слышит голос мамы, биение её сердца, а также те музыкальные инструменты, звучание которых соответствует этим частотам — скрипки, высокие духовые. А по влиянию на развивающийся мозг ребёнка звуки музыки распределились так: на первом месте — колыбельные мамы или бабушки, на втором — пение птиц, дальше — классическая музыка (особенно Моцарт), а вот детские песенки в этом списке заняли только  седьмое место!

Во время проведения мастер-классов я, прежде всего, стараюсь донести до будущих и настоящих мам  эту важную информацию о влиянии музыки на ребёнка, а также через исполнение колыбельных передать тот запас энергии любви и гармонии, который, по-видимому, передала мне моя мама в раннем детстве, ведь она пела мне колыбельные.

Также важно, что именно мама первой даёт ребёнку представление о национальной культуре, языке, мелодике своего народа посредством колыбельных песен. А это — корни, которые будут питать душу ребёнка на протяжении всей его последующей жизни. Немаловажно, чтобы мамы сами разучили хотя бы одну простенькую колыбельную и пели её своему малышу. Если же мама не умеет петь – она может приобрести диск с красивыми колыбельными  или найти их в сети Интернет, сейчас с этим нет проблем. Главное, чтобы ребёнок получал именно ту звуковую информацию, которая так необходима его  организму для полноценного развития, счастья и здоровья.

ольга гура

Ольга Гура и ее кельтская арфа

— Кельтская арфа появилась у меня около 3-х лет назад. Кроме музыки я увлекаюсь историей родного края, и меня давно заинтересовала культура кельтов, которые в своё время населяли всю Европу и, предположительно, часть современной территории Украины, в том числе — Полесье. Это подтверждают встречающиеся здесь кельтские захоронения (р. Припять).

Арфа является одним из самых древних музыкальных инструментов, встречающихся у разных народов. Но кельты возвели её в ранг божественного инструмента. Это был бардовский инструмент, а, как известно, только в кельтской культуре на ранних этапах жрецы были одновременно и бардами. Это уникальное явление, не встречающееся больше нигде. Они были и духовными деятелями и просветителями простого безграмотного народа, в зависимости от статуса (королевские барды, барды, служившие при храмах, уличные барды). Это не может не волновать, поэтому, когда я беру в руки арфу, я, безусловно, проживаю вместе с ней её невероятную историю, её прекрасное путешествие во времени и её чудесное возрождение в наши времена. Это прикосновение к живой душе, воплотившейся в таком красивом и утончённом инструменте.

Лира — это маленькая копия арфы, именно на таких маленьких арфах и играли древние кельтские барды. Сначала я приобрела лиру, и с первых минут возникло ощущение, что я всегда на ней играла. Позже рискнула приобрести и арфу, научилась играть самостоятельно и благодаря видео-урокам в Интернете. Сейчас это самый любимый мой инструмент.

ольга гура

Ольга Гура: гражданская позиция

— Кроме поэзии, музыки наверное в первую очередь меня волнуют проблемы окружающей среды. Сегодня мы становимся заложниками безграмотного, иногда просто варварского, безответственного отношения к окружающей нас природе. Цивилизация принесла комфорт и решение многих проблем, но в то же время и химические загрязнения земли, воды, воздуха,  упаковку, отходы, которые нужно учиться перерабатывать, рационально используя исчерпаемые ресурсы планеты. Поэтому, кроме просветительской деятельности,  я принимаю активное участие в организации экологического фестиваля в своём городе на протяжении 3-х последних лет. В первую очередь, мы привлекаем детей и молодёжь к уборке рекреационных зон города от мусора, обучаем раздельному сбору и сдаём вторсырьё в переработку. Кроме того, у нас возникла проблема с возможностью в перспективе добычи здесь титановой руды, а это может негативно сказаться на жизни и здоровье людей, населяющих территории, подпадающие под разработку. И, безусловно, это нанесёт непоправимый ущерб природе и земле Полесья, которое и так пострадало от последствий Чернобыльской катастрофы. Для противостояния с олигархами была создана общественная организация «Врятуємо Полісся».

Также сферой моих интересов является ландшафтный дизайн, городская архитектура. В своё время я разработала проект озеленения территории предприятия, на котором работаю более 15 лет.

Есть большое желание привлечь к городу внимание инвесторов и меценатов, развивать туристическое направление, поскольку Малин является одним из древних городов Украины, связанных с историей первых князей Киевской Руси. Так же здесь когда-то проживала семья известного учёного и путешественника Н.Н.Миклухо-Маклая.

 В начале лета приняла участие в теле-проекте ТРК «Украина» «ДНК-портрет нации». Проект интересен тем, что по ДНК анализу можно проследить,  какие предки и на каких территориях проживали в период от 10 до 30 тыс. лет вглубь времени. Например, выяснилось, что мужское население Украины — пришлое и носит в себе гены варягов, кельтов, арабов, трипольцев, ариев. В то же время коренным населением этой земли являются только женщины, и учёные поставили перед собой задачу выяснить, что это за народ и откуда сюда пришёл более 30 тыс. лет назад. ДНК-генеалогия уже достаточно популярна на Западе, и многие люди стремятся узнать, кем были их предки. Это даёт ощущение связи со своим родом, уважение к истории и времени, ответственности за будущее. Осенью 2-я часть проекта «ДНК-портрет нации. Женщины» должна выйти на экраны. Сейчас ожидаю результат ДНК-теста, для меня самой это определённая интрига. Интересно, подтвердится ли генетическая связь с кельтской культурой или это просто увлечение?

Недавно начала сотрудничество с музыкантом, дирижёром, музыкотерапевтом из Киева Стефаном Недерицей. Благодаря этому сотрудничеству с сентября в магазинах и на раскладках Киева появится альбом колыбельных «Ходить сон…». В ближайшем будущем планируем познакомить киевлян и с альбомом «Жінка епохи Відродження», записанном в 2012 году.Также в планах издание сказок для детей и другой развивающей музыкально-литературной и музыко-терапевтической продукции, запись новых песен и альбомов, издание поэтического сборника баллад, легенд, сказок для детей среднего школьного возраста.

ольга гура

Как Вы считаете, искусство может изменять мир само по себе или музыкант должен быть социально активным человеком?

— Думаю, и то, и другое. Искусство само по себе уже несёт потенциал человека, который его создал. И люди, это понимающие и чувствующие, ценят не только искусство, но и того, кто является источником этого искусства, красоты и гармонии. Вся гармония уже заложена в природе — человек лишь её проводник и, в некотором смысле, преобразователь.

Бывают разные времена для искусства: эпохи просвещения,  возрождения, упадка. Человек искусства  чувствует свою ответственность за свой дар перед людьми.  Когда ты получаешь нечто свыше, то понимаешь, что оно даётся не для тебя лично, а для всех. Поэтому, безусловно, долг музыканта, художника, творца — реализовать свой талант вовне, а не спрятать от окружающих. Донести заложенную в нём искру, мысль, идею, энергию, гармонию, красоту по возможности до каждой души. Настоящие произведения искусства со временем не только не устаревают и не теряют своей актуальности, а наоборот привлекают к себе внимание и интерес  людей разных  поколений, переживают  времена забытья и снова возрождаются к жизни. В этом и заключается ценность настоящего искусства — в потенциале бессмертия, в нём заложенном. А к бессмертию, как известно, стремится человеческая душа.

                                                                 C Ольгой Гурой беседовала Ася Шкуро

                                                                                        Фото — из личного архива.

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?