«Одесса-мама 2»: быть или не быть, вот в чем вопрос

Настоящее искусство всегда честно. Оно говорит со зрителем на понятном ему языке. Заставляет смеяться над слишком серьезным отношением к жизни — а может и уколоть сознание, обнажив забытую рану. В театре невозможно соврать, зритель почувствует ложь и назовет ее «переигрыванием», «ложным пафосом» или просто обозначит: «Не впечатлило». Правда всегда цепляет за душу, даже если это — правда, о которой пытаются забыть.

Спектакль «Одесса-мама 2» — продолжение пьесы «Поезд Одесса-мама», которую украинский зритель смотрел в прошлом году. Но если тогда, год назад, создатели действа лишь намекали на социальные проблемы редкими репликами, теперь режиссер поставил очень смелую пьесу. Тандем Русланы Писанки и Олега Филимонова могут назвать комичным лишь те, кто никогда не видел их на сцене. Эти актеры обладают особым даром довести зрители до экзальтированного смеха, а затем вернуть в реальность одной фразой. Вывернуть наизнанку ироничный сюжет, заставить искренне плакать от горькой правды сценического момента. А еще от того, что все это не выдуманная сказка, а то, что происходит с нами.

Мир живет в условиях войны, поэтому неудивительно, что военная тема стала одной из самых обсуждаемых. Часто создатели масс-медийного продукта на военную тематику привлекают классические сюжеты, показывая, как история пытается ухватить саму себя за хвост. На выходе получается очень спорное явление, которое выглядит интеллектуально и обоснованно, но за душу не цепляет. Режиссеру спектакля «Одесса-мама 2» удалось сделать невероятное — поговорить со зрителем об актуальной теме, да как-то по-новому. Простые декорации в духе минимализма, несколько актеров на сцене — ничто не отвлекало от того послания, которое они старались донести до зрителя.

Главный герой напоминает дон Кихота, который в неутолимой жажде справедливости сражается с ветряными мельницами. Пожилой мужчина еле передвигается по квартире, но рвется на фронт защищать родину; его жена боится за него и негодует. В то же время его сын прячется от мобилизации в Израиле. Героине Русланы Писанки в буквальном смысле приходится «воевать на двух фронтах» — она уговаривает остаться дома мужа, который, по ее мнению, выжил из ума, и спасает сына втайне от его «воинственного» отца, уверенного в том, что парень должен идти в армию. Пока Руслана Писанка тщетно пытается отвадить представителей власти от своего дома, ей сообщают тарифы военного времени: оказывается, в период мобилизации фраза «никого нет дома» требует одной суммы, а информация «здесь больше никто не живет» — совершенно другой.

"Одесса-мама 2"

Тем временем герой Олега Филимонова вступает в неравный бой со служащими военкомата, где с него тоже требуют взятку — но уже по другой причине. Проходя медицинское обследование, он выяснил, что для военной службы не годен, однако старичок полон решимости отправиться на войну. Он может получить эту возможность, если даст взятку. Герой недоумевает:

— Но ведь обычно вы просите денег у тех, кто не хочет идти на фронт!

На что получает «честный» ответ: для того чтобы получить взятку, особых причин не нужно. Комизм со слезами на глазах — жена платит за то, чтобы власть забыла о существовании ее мужа, а супруг — за то, чтобы выполнить гражданский долг.

В ночь перед отъездом на фронт герою Филимонова является ангел. Снимает мерки, несмотря на то, что главный герой протестует:

— Ты же ангел, а не гробовщик!

На что персонаж, больше напоминающий призрак, увиденный в галлюциногенном угаре, заявляет:

— Я — ангел из СБУ, а там мы все подрабатываем гробовщиками.

"Одесса-мама 2"

На следующий день героине Русланы Писанки звонит сын. Его забирают в израильскую армию воевать с арабами, и тогда мать решает проблему, отправляя его «к родственникам в Псков»: «Отсидишься там, пока война не закончится». Но как только великовозрастный сын получает гражданство, его определяют в армию. В тот момент, когда он кричит по скайпу: «Мама, я не хочу на войну!», его отец уходит на фронт, не обращая внимания на слезы жены, которая собирается сделать все возможное, лишь бы уберечь мужа.

За кадром остается война, в которой по разные стороны баррикад сойдутся отец и сын — невиновные жертвы политических игр. Они встретятся в бою и пойдут друг на друга с оружием. А в финале спектакля вместе вернутся домой, туда, где их ждут и любят…

Ася Шкуро

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?