«Ночь» манит меня, как магнит: немного об альбоме «Ночь» группы «Кино»

                                       Танец и дождь никогда не отпустят тебя

                                                                                                                  Виктор Цой

Культовые песни Виктора Цоя «Видели ночь», «Последний герой» и «Мама Анархия» вошли в один альбом под названием «Ночь». Альбом был записан в 1985/86 годах и издан легендарным Андреем Тропилло (см. статью «В Бермудском «Треугольнике» Аквариума»). Многие скажут, что это не самый лучший альбом. Но, как по мне, он очень атмосферный.

«Есть еще один альбом, но пока он не сведен окончательно. Это будет ритмическая музыка, танцевальная. Может быть, альбом будет называться «Ночь» (Виктор Цой, журнал «Рокси», 1985 год).

Работа шла тяжело и мучительно. Алексей Вишня, звукооператор, у которого «Кино» параллельно записали альбом «Это не любовь», рассказывает, что виной тому была неподходящая для этого суперсовременного альбома атмосфера в студии Андрея Тропилло. Кроме того, возникли проблемы с помещением. Студия располагалась на базе кружка звукозаписи в Доме юного техника, которым Тропилло руководил.

В те дни они тщетно пытались сводить альбом «Ночь», записанный еще прошлым летом, Тропилло не уделял времени: с начальством Дома начинались проблемы с хождением взрослых. Иногда им приходилось скрываться по ночам, когда Дом находился под сигнализацией. Это страшно нервировало Цоя, но сделать было ничего нельзя — никак не ускорить. Пришлось ждать лета, а новые песни рвались наружу (Алексей Вишня, сайт Specialradio.ru, 2007 год).

Когда альбом был записан, Андрей Тропилло издал его без согласия «Кино».

После выхода «Ночи» все на всех обиделись: «Кино» на Тропилло, за то, что он не согласовал с ними выход пластинки, Тропилло на «Кино», за то, что они обиделись на него (Ксений Рождественская, сайт «Звуки.Ru», 1998 год).

А самое неприятное — то, что потом пластинку растиражировала фирма «Мелодия»:

А каковы твои личные отношения с «Мелодией»?

Еще хуже, чем с телевидением, потому что они — пираты. Выпускают пластинки группы КИНО без всякого согласования с нами, то есть в связи с выпуском пластинки («Ночь». Ред.) никаких дел с нами не имели вообще. Я в одной газете прочитал, что выходит наш альбом (Виктор Цой, журнал «Рио», 1988 год).

Кроме обвинений в пиратстве, Виктор еще обиделся на обложку альбома от фирмы «Мелодия».

Не говоря уже о том, что не заплатили ни копейки, дело было, прежде всего, в оформлении конверта. Ко всем своим альбомам Цой делал оформление сам, лишь к «Группе кров» и «Звезде по имени Солнце» — в соавторстве с Густавом. Мелодиевский же конверт, был, с моей точки зрения, ужасен (Марианна Цой, книга «Точка отсчета», 1991 год).

Георгий Гурьянов назвал то, что увидел на обложке, «какой-то дрянью»:

«Мы, все художники, кругом одни знаменитости, могли бы и сами сделать обложку, а тут непонятно кто… На всю страну миллионный тираж… Это какая-то вообще дрянь: отпечаток на стекле, луна… Достаточно нейтрально, но ощущение какой-то абсолютно враждебной культуры» (Георгий Гурьянов, интервью 2007 год).

«Ночь» на все времена

«Ночь для меня — это особое время суток, когда исчезают все отвлекающие факторы. Но не только. Ночь наполняет меня ощущением мистики. Все предметы, явления, вещи становятся ночью другими. Ты сам, наверное, замечал, что дневной человек и ночной человек, один и тот же, разумеется, — это, тем не менее, разные люди. Можно сказать, что ночь даёт мне чувство романтики» (Виктор Цой, журнал «Рокси», 1985 год).

Альбом действительно вышел ритмичным и танцевальным. Те же «Мама Анархия» (в целях безопасности песня была подписана как «пародия на западные панк-группы»), «Видели ночь», «Фильмы», «Последний герой», «Мы хотим танцевать»… Помните клип «Видели ночь»? В нем Виктор Робертович, как всегда, прекрасно танцует качучу, да и сам антураж заставляет восклицать: «Вот люди клипы снимали!» Вышли зимой на детскую площадку в облупленном советском ленинградском дворике, в кадре ребенок с горки съезжает, на качелях катаются. Виктор Робертович изображает соло на гитаре… игрой на дереве! А танцы, танцы — и вприсядку, и краковяк.

<>

Этот клип, да и сам альбом, олицетворяют то время — время молодых, время перестройки. Никто еще не знает, чем все это закончится… Песни Цоя, актуальны тогда, будут актуальны и завтра, потому что в них — любовь и молодость.

Но сейчас деревья стучат ветвями в стекла,

Ты можешь лечь и уснуть, и убить эту ночь.

Деревья, как звери, царапают темные стекла,

Пока еще не поздно лечь и уснуть в эту ночь.

(«Игра»)

«Цитатник» альбома «Ночь»:

«В нас еще до рождения наделали дыр, и где тот портной, что сможет их залатать?»

«Наше сердце работает, как новый мотор, почему и чего мы еще должны ждать?»

«Мы в четырнадцать лет знаем все, что нам надо знать, и мы будем делать все, что мы захотим, пока вы не угробили весь этот мир»

«Танец и дождь никогда не отпустят тебя, в их мокром объятии не видно родное окно»

«Мне снится Чёрное море, тёплое Чёрное море, за окнами дождь, но я в него не верю»

«В каждом из нас спит волк, в каждом из нас спит зверь, я слышу его рычанье, когда танцую»

«Только капля за каплей из крана вода, только капля за каплей из времени дни, ты пойдешь рубить лес, но увидишь лишь пни».

Таня Волкова

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?