Странствия этно-джаза, или Как музыка помогает жить

музыка помогает жить

Говорят, песня жить помогает — не оттого ли самая сильная и трогательная музыка рождалась в народных кулуарах? Работая в поте лица, люди сочиняли песни, где искренне рассказывали о своих радостях и страданиях. Песни разных народов мира на украинский манер жители Днепропетровска услышали 18 октября на концерте Олега Скрипки «Джаз-кабаре».

Олег Скрипка о джазовых традициях в украинской культуре

Олега Скрипку не смутило то, что джаз считается элитарным направлением — и певец адаптировал его для «масс народных». Да еще и придал этническое звучание. «Народные слова и музыка» — действо коллективное: Олегу Скрипке удалось найти оригинальные, не выходящие в широкий прокат старые песни и исполнить их с неповторимой колористикой, свойственной фронтмену «Воплей Водоплясова». А заодно напомнить, что современное понимание слова «кабаре» обесславлено и искажено, ведь настоящее «cabaret» переводится как «песня». Скрипка вспоминает Эдит Пиаф, Мирей Матье, которые черпали вдохновение все в том же «городском романе».

— А как же «Mouline Rouge?» — подсказывают певцу из зала.

— А «Mouline Rouge» — это попса, — невозмутимо отвечает исполнитель. Всем видом показывая, что попсу петь — не царское, вернее, не джазовое дело.

Чем удивлял Скрипка искушенного зрителя? Песнями 1930-40-х годов, мелодиями Богдана Весоловского, Петра Лещенко, Александра Вертинского; лирикой Владимира Сосюры; изысканным французским; жанрами, которые считаются типично «западными» — танго, фокстротом, свингом, но существовали и на украинской земли; да и просто любимыми jazz-вариантами песен «ВВ» «Танці», «Весна», «Країна мрій».

музыка помогает жить

Как украинцам за границей музыка помогает жить

Зажигательные танцы и великолепное шоу, где классические джазовые традиции обрели свойственное народу умение радоваться жизни даже в моменты тяжких испытаний, дарят чувство свободы и легкости, скрывая от посторонних глаз колоссальную работу, которую проделал Скрипка, готовя репертуар к исполнению. Украинская диаспора в Канаде помогла музыканту получить доступ к уникальным материалам, к которым на Западе до сих пор относятся с большим почтением. Вот так Олег Скрипка возродил целый пласт украинской джазовой музыке, о которой нынче говорят очень мало.

музыка помогает жить

А теперь немного историй о том, как в джазовых вариациях взаимодействовали запад и восток. Так, уроженец Вены Богдан Весоловский закончил Львовский музыкальный институт имени Николая Лысенко. В период между двумя Мировыми войнами во львовских кофейнях играли романтичную и незатейливую музыку, написанную польскими композиторами. Слушая популярную в те времена эстраду, Весоловский сочинял танцевальную музыку. Специально для выступлений купил аккордеон и на музыкальных вечерах подыгрывал оркестру Яблонского. Когда война пришла на Закарпатскую землю, Весоловский отправился на фронт, затем эмигрировал в Вену, а после — в Канаду. Вдали от родины композитор писал песни — и хотя в них больше не было веселья, мотив легкой грусти напоминал о том, что любовь к родным местам согревала сердце эмигранта.

Про чар Карпатських гір я завжди снити буду
І тих чудових хвиль ніколи не забуду,
Як мандрували ми удвох плаями в полонині,
В мрійливім сяйві рідних зір.

Другой композитор, которого Олег Скрипка упоминал на концерте, — румынский культурный деятель Петр Лещенко, родившийся в последние годы 19 века в Херсонской губернии, ныне — Одесской области. Гастролируя по Европе, певец получил такую популярность, что в 1930-х годах его джазовую манеру копировали другие исполнители. Работала целая подпольная компания пластинок «под Лещенко» — Б. Савченко, опубликовавший мемуары, вспоминал о тех истоках «пиратства»: «Официально пластинки Петра Константиновича Лещенко в магазинах не продавались, потому что не выпускались, а голос певца звучал почти в каждом доме. Подлинник или подделка — поди догадайся».

Олег Скрипка — мастер перевоплощений

Однако вернемся к современному украинскому этно-джазу. Международный контекст концерта напоминает о том, что в самом начале музыкальной карьеры Олег Скрипка вместе с группой «Вопли Водоплясова» пять лет прожил во Франции, затем вернулся в Киев и воплотил в творчестве все, чему научился на Западе. Далее следовали гастроли по Латвии, Британии, России, Израилю, Португалии, Америке и Канаде. А в 2010 году посол Франции в Украине вручил Олегу Скрипке необычайную награду — музыкант стал кавалером французского Национального ордена Заслуг, за содействие в налаживании украинско-французских культурных контактов.

музыка помогает жить

На сцене Олег Скрипка — мастер перевоплощений, а также комик, трагик — и актер театра абсурда в одном лице: он шутит, запрыгивает на балкон, показывает чудеса пластичности и даже исполняет «танец маленьких лебедей». За кулисами певец — философ. Обсуждая серьезные проблемы, с которыми сталкивается общество, Олег Скрипка говорит:

— Никто из нас не может знать, в каком направлении двигаться. Но мы можем делать что-то хорошее и надеяться, что в дальнейшем это принесет плоды.

Ася Шкуро

Фото — Анна Соловей, viva.ua

 

 

 

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?