Музыкальные фанаты: психология зависимости

Музыкальные фанаты…Известный в мире шоу-бизнеса артист объявил конкурс литературных произведений. Победители впоследствии признались, что не являлись фанатами этого артиста, а отправляли собственные эссе из интереса. Конечно, этот факт возмутил фан-клуб — кумира начали обвинять в лицемерии и в том, что «истинная преданность осталась незамеченной». Мне довелось прочитать многие работы, размещенные фанатами в тематической группе, — все они имели одну интересную черту. Туман и невозможность найти себя, серая жизнь и пустота — вот что описывали фанаты. При этом образы были неординарными, метафоры — запоминающимися, но уж очень бросалось в глаза вот это «отсутствие смысла в жизни» (либо попытка спрятаться от реальности в творчестве кумира). Мы решили разобраться, что движет этими людьми, следящими за каждым движением любимых артистов на концертах.

Задаю вопрос Дине, завсегдатаю рок-фестивалей, что заставляет ее тратить все заработанные деньги на посещение желанных концертов:

— Возможность стоять в первом ряду перед самой сценой — это единственный шанс быть ближе к объекту обожания!

А вот подруга Дины Виктория отказалась от учебы за границей, чтобы иметь возможность «отрываться» на концертах любимой «звезды». Девушки вспоминают одного из своих друзей, который в своем музыкальном преклонении дошел до того, что месяц прожил у артиста под забором — в прямом смысле этих слов. Он рассказывал, что больше всего на свете ему хотелось поговорить с кумиром, но артист не оценил жертв — «и даже в сторону его не посмотрел»

Музыкальные фанаты и социальная психология

О музыкальном фанатстве сейчас говорят как о социальной тенденции, которая строится на основе личных мыслей и приоритетов. Это то, что увлекает человека, заставляет чувствовать себя частью чего-то большего и даёт ощущение причастности к тому, что ценно для многих. Согласно иерархии человеческих потребностей Маслоу, желание принадлежать к группе является человеческой необходимостью. Правда, психологи указывают на то, что внутренним миром управляет парадокс — желание быть индивидуальностью и раскрывать собственные таланты, наряду со стремлением влиться в социальную среду. Именно этот парадокс позволяет человеку нормально взаимодействовать в обществе, достигать своих целей и наслаждаться чужими творениями. В фанатстве отсутствует одна сторона этого парадокса, что создает «внутренний перекос».

Музыкальная зависимость (как и чрезмерная любовь к сериалам) позволит спрятаться от жизненных проблем, найти интересную сферу, где можно отслеживать происходящее. Ведь человек сам ищет ту информацию, которая ему интересна, является инициатором этого поиска. Так появляется сфера, перерастающая в своеобразную «зону комфорта», где фанат получает ощущение безопасности.

Как вступают в ряды фанатов

Весь путь «становление» музыкального фаната можно разделить на несколько этапов. Первый — это симпатия, когда человеку приятно творчество группы, и исключительно музыки ему будет достаточно. На следующем этапе возникает активный интерес, и происходит переход от симпатии к хобби. Человек интересуется, откуда музыканты родом, ищет какие-то факты о них, собирает live версии песен. Когда увлечение выходит на новый уровень, называемое «фанатством», целью становится встреча, автограф, демонстрация кумиру своего творчества. Однако человек может последовательно проходить все эти этапы, а затем потерять интерес к конкретной музыке, либо вернуться на стадию хобби.

Фанатство считается психологической зависимостью тогда, когда желание достичь цели, связанной с кумиром, уже невозможно контролировать, когда человек не задумывается над средствами ее достижения. Музыкальный фанатизм отличает чрезмерная мечтательность — человек принимает фантазии за реальность и считает себя лучшим другом кумира. Кстати, такие фантазии зачастую «подпитываются» присутствием музыканта в социальных сетях, создавая иллюзию общения и близости с ним. Негативным проявлением может быть нетерпимость и категоричность, когда человек перестает замечать полутона и воспринимает только крайности, «любит-ненавидит» кумира за малейший проступок, который также определяется категориями фаната, и испытывает исключительно «радость-горе», связанные с ним.

Чаще всего в ряды фанатов вступают подростки, в этот важный период, когда формируется индивидуальность. Посредством активного интереса к музыке, исполнителю, реализуется ощущение «себя настоящего» и самоопределение. Именно в этом возрасте так нужна значимая группа — с ней хочется себя идентифицировать, в ней подросток старается самоутвердиться. «Обожествление» кумира часто становится демонстрацией независимости и борьбы с авторитетом, проявлением обыкновенного юношеского максимализма. А желание отстоять свою точку зрения, которая будет считаться единственно правильной, реализуется в спорах с другими фанатами.

Однако и во взрослом возрасте люди могут оставаться фанатами либо только начинать этот путь. Вспоминается забавная история, случившаяся на концерте Кена Хенсли из Uriah Heep. На протяжении всего вечера возле сцены стоял пожилой человек, а между песнями выкрикивал что-то. Наконец, Кен обратил на него внимание, но лишь затем, чтобы попросить: «Ведите себя прилично, не мешайте мне петь!» В конце концов, мужчина забрался на сцену и принялся забирать микрофон у исполнителя — оказалось, он всю жизнь мечтал спеть вместе с Кеном. Правда, незадачливого фаната забрала охрана, а у самого Кена Хенсли, кажется, после этого инцидента испортилось настроение.

Способ найти себя

Помимо причастности к группе, в этом социальном явлении можно найти некоторые преимущества. Существует множество случаев, когда человек в порыве интереса к музыкальному коллективу начинает рисовать, писать рассказы, снимать видео или даже петь. И если сначала это маленькое хобби внутри большого увлечения приземляется на любительском уровне, то со временем человек может развить талант художника, который решится на что-то большее, чем рисовать для любимого солиста, и будет признан среди широких масс. Есть люди, которые, начав писать коротенькие зарисовки о встречах с кумиром, открывали в себе способность к литературному творчеству.

Впрочем, здесь скрыто немало «подводных камней». Джулия Кэмерон, журналист «New York Times» и «Rolling Stones», по совместительству — автор серии книг о том, как развить в себе творческую личность, утверждает, что, находясь в творческом кризисе, люди придумывают себе препятствия — лишь бы не творить. При этом творческая натура все равно проявляется, только в другой ипостаси. Так, человек, который накрепко забил в себе желание играть на сцене, может проводить дни и ночи, наблюдая за игрой любимых актеров. А девушка, которой с детства твердили, что у нее нет голоса и музыкального слуха, теперь становится фанаткой исполнителей, таким образом реализуя неосуществленное желание петь. Однако любой род деятельности зиждется не только на таланте, но, в большей степени, на трудолюбии, упорстве, когда человек каждый день делает маленькие шаги для осуществления творческой цели. В этом плане музыкальное фанатство помогает приглушить ощущение неосуществленных мечтаний, но уводит в сторону от настоящего пути, помогающего исцелить творческую личность и создавать прекрасные произведения искусства.

 Татьяна Шокало

Author: Admin
Tags

Comments (1)

  1. Лара:

    Ну вы даете. Если у девушки нет ни слуха, ни голоса, то как она может создавать произведения искусства, тем более «прекрасные»? А если есть талант, то человек не застрянет на фанатстком этапе, а будет развиваться. А все эти фанаты — это просто бездарности, которые не хватает эмоций, и никакого другого пути у них нет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?