Моцарт: день рождения гения

МоцартКаждый год 27 января во всем мире празднуют день рождения Вольфганга Амадея Моцарта — в память о великом композиторе-вундеркинде проводят фестивали и творческие встречи. Его музыку называют божественным откровением, а последнее из четырех данных ему имен переводится с латыни как «Возлюбленный Богом» — Теофил. Творческие люди утверждают, что знакомство с музыкой Моцарта принадлежит к самым сокровенным воспоминаниям детства.

Днепропетровский арт-центр «Квартира» позаботился о том, чтобы о дне рождения Моцарта узнали дети от 3 до 12 лет — 26 января здесь состоялась музыкальная сказка. В роли «сказочников» выступали композитор Владимир Скуратовский и педагог-музыковед Ольга Скуратовская.

Моцарт: смотреть на мир глазами гения

Возможно ли посмотреть на мир глазами гения? Достаточно ли для этого полюбить его музыку? Перед ведущими праздника стояла непростая задача — не только перенестись в венскую действительность и создать антураж былых времен, но и раскрыть что-то важное в душе каждого присутствующего.

Моцарт

Конечно, всего детям не расскажешь, да и судьба у Моцарта была не из легких — то одаривала славой и всеобщим вниманием, то повергала в пучину забвения. Таинственна и смерть композитора: кажется, если бы не стечение обстоятельств, Моцарт мог прожить больше 35 лет… Как известно, однажды в скромном доме Вольфганга появился странный человек, одетый в черное. Посетитель не представился, но попросил написать для него «Реквием». Произведение, провожающее людей в последний путь, Моцарт так и не успел закончить… Другая история, которую использовал Пушкин в своей поэме «Моцарт и Сальери», повествует о бесталанном музыканте, отравившем композитора из зависти. Некоторые истории утверждают, что умирающий Сальери признался в этом преступлении, впрочем, другие считают, что это клевета, следствие психического расстройства.

Моцарт

Моцарт в арт-центре «Квартира»

Однако эти трагичные темы остались за дверями арт-центра «Квартиры», ведь, празднуя день рождения гения, хочется вспоминать о счастливых временах его жизни. Поэтому ведущие рассказывали о маленьком Моцарте, который с шести лет гастролировал по Европе с отцом и сестрой. Увлекательные истории о Моцарте казались попытками приблизить личность гения к маленьким слушателям.

Ведущая легко находила общий язык с детьми, предлагая им неожиданные ассоциации:

— Отца Вольфганга знали Леопольд. Вам о чем-то говорит это имя?

Дети вспомнили о коте Леопольде, и для самых маленьких пришлось уточнять, что папа Моцарта — не кот. Узнав имя сестры Вольфганга — Анны-Марии, которую в той семье ласково называли Наннерль, дети воскликнули: «А среди нас тоже есть Анна-Мария!»

Моцарт

Открыв рты, дети внимали захватывающим историям о том, как Моцарт сражал своим талантом известных придворных музыкантов. Однажды к его отцу пришел друг, а малыш, которому в то время едва исполнилось четыре года, рисовал черные точки на нотном листе. Гость, заглядывавший через плечо юному гению, был потрясен:  среди чернильных клякс угадывался настоящий концерт для клавесина.

Истории из жизни маленького Моцарта

Больше всего смеха в детской аудитории вызвала история о том, как в королевском дворце маленький Вольфганг решил пробежаться к роялю. Но не тут-то было — паркет был скользким, и ребенок упал. Зрители так и прыснули со смеху, и лишь одна девочка подошла и помогла ему встать. Смущенный Моцарт тут же пообещал девочке жениться на ней, когда вырастет.

— Ведь не знал он, что этой девочке суждено стать французской королевой Марией-Антуанеттой.

Детям это имя вряд ли о чем-то сказало, зато они принялись бурно выяснять, почему Моцарт не сдержал обещания.

— Видите ли, — заметила ведущая, — тогда композиторы не женились на королевах. И сейчас, впрочем, тоже, — со смехом добавила Ольга, глядя на своего мужа-композитора, сидящего за роялем.

Моцарт

Трудно быть Моцартом

Для того чтобы дети могли испытать на себе, что чувствовал Моцарт-ребенок, выступая перед искушенной публикой, детям предложили пройти нелегкое испытание. Ольга рассказала о том, что Моцарта часто просили не просто виртуозно исполнять пассажи, а проделывать это с закрытыми глазами или стоя спиной к роялю. Двое ребят смогли выполнить это без особого труда, а одна девочка решила с завязанными глазами сыграть на скрипке. Было заметно, что дети готовились к встрече и даже выучили наизусть некоторые произведения Моцарта.

Если до этого почувствовать себя музыкантами могли только избранные, то есть ученики музыкальных школ, то теперь все дети смогли поучаствовать в самодельном оркестре и дополнить музыку Моцарта современной аранжировкой. Это — ещё и упражнение на внимание: послушав мелодию «Турецкого рондо» в исполнении Владимира Скуратовского, дети должны были запомнить, когда вступают трещотки. А, звеня — слушать не только себя, но и своего соседа.

ABCD0019

После небольшого фильма о старинных нравах возник среди детей поднялся шум — ребята бурно выясняли важный вопрос: как же проникнуться галантными манерами, достаточно ли для этого не шуметь и внимательно слушать ведущую?

Оказалось, лучший способ научиться себя вести — разучить один из самых грациозных танцев — менуэт. Ольга разбила детей на пары и продемонстрировала плавные и торжественные движения. Под звуки фортепианной музыки дети повторяли па старинного танца, словно и не было отличий между двумя непохожими эпохами…

Добрые и светлые моменты из жизни гения будто призывали детей сесть за рояль и испытать свои способности к импровизации. Кажется, это так просто, послушав о простоте и непосредственности гения, вообразить себя Моцартом. Но видимая легкость пассажей и воздушность мелодии иллюзорна: чтобы играть, как Моцарт, нужно им быть.

                                                                                              Ася Шкуро

                                                                              Фото — София Шкуро

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?