Махатма Ганди и его Сатьяграха, или Доктрина ненасилия

Махатма ГандиВсегда ли можно решить конфликт мирным путем? Учредители Международного дня ненасилия, который отмечается 2 октября, считают, что мир остро нуждается в принципиально новом устройстве — культуре понимания и толерантности. В 2007 году социальные институции во всем мире приняли решение праздновать День ненасилия в день рождения Махатмы Ганди, руководителя движения за независимость Индии. Сегодня мы предлагаем нашим читателям поговорить о жизненных принципах этого великого деятеля, чьи слова и действия не один десяток лет вдохновляют сторонников ненасильственного решения общественных проблем.

«Опыт научил меня, что если люди делают что-то против тебя, то, в конечном счете, это пойдет тебе на пользу» (Махатма Ганди)

Жизненный путь и принципы руководства Махатмы Ганди впору ставить в пример ненасильственным движениям за гражданские права и социальные перемены во многих уголках мира. На протяжении всей жизни Ганди оставался верным своим убеждениям, касающимся ненасилия, даже в условиях жестокого притеснения и перед лицом задач, которые казались неразрешимыми. Он полагал, что индийцам не только не следует прибегать к насилию, но и нужно искоренить само чувство ненависти, возникающее в борьбе за освобождение от колониального ига. Ведь неразумно пытаться использовать насилие для того, чтобы построить миролюбивое общество.
Ганди происходил из семьи, принадлежащей к торгово-ростовщической касте. Его отец занимал пост дивана — главного министра — в индийском городе Порбандар. Особенно набожной была мать Ганди, поэтому в семье строго соблюдались все религиозные обряды: богослужение в храмах, принятие обетов, соблюдение постов, строжайшее вегетарианство, самоотречение.

В девятнадцать лет Ганди отправился в Лондон, где получил юридическое образование. Через пару лет он поехал работать в Южную Африку, там же впервые вступил в борьбу за права индийцев, применив в качестве орудия защиты ненасильственное сопротивление.

Гражданское неповиновение подразумевало отказ от государственных титулов, открытое выражение позиции, борьбу со взяточничеством и коррупционными структурами. Ни одно из этих действий невозможно было назвать противозаконным, и именно это нервировало тех, кто пытался помешать ненасильственной борьбе Ганди. Так, один из государственных деятелей ЮАР однажды сказал Ганди: «Я иногда хочу, чтобы вы прибегли к насилию. Тогда нам сразу же стало бы понятно как поступить с вами». Вероятно, именно та внутренняя сила, которой и обладал Ганди, делала его неуязвимым и, что важнее, непонятным для противников.

По возвращении в Индию Ганди активно включился в движение, поставившее целью достичь независимости страны от британской колониальной власти. Все средства, испробованные ранее, Ганди удалось применить именно в этой борьбе: вдохновляя людей пламенными идеями, он призывал к бойкоту британских товаров и учреждений, тем не менее, это было нечто большее, чем открытое выражение протеста. Ганди разработал целую стратегию, названную «Сатьяграха», в соответствии с которой человек, достигший определенного духовного величия, учился не примиряться с действиями, наносящими вред целой нации. Насилие порождает еще большее насилие — твердили во все века различные философы и общественные деятели, подчеркивая, что любая внешняя борьба является еще и серьезной внутренней войной, происходящей в душе человека, невидимым сражением между добрыми порывами и алчным стремлением. Ганди пошел и того дальше: он открыто заявил о том, что положение раба является следствием его собственного выбора. Так, индийцы попали в зависимость к англичанам, добровольно согласившись сотрудничать с собственными поработителями, пренебрегая национальной культурой и не развивая народное хозяйство.

Широко известна непримиримая борьба Ганди с кастовым неравенством. Махатма Ганди считал, что всем людям, независимо от их расовой, кастовой, этнической и религиозно-общинной принадлежности, присуща врожденная божественная природа. При этом один из сыновей Ганди, Девдас, женился на дочери руководителей Индийского национального конгресса, который к тому же принадлежал к высшей касте в Индии. Длительное время Ганди оставался последовательным приверженцем принципа ненасилия, однако согласование собственного жизненного кредо с Конгрессом подвергло взгляды Ганди.
Махатма Ганди крайне отрицательно отнесся к разделению бывшей колонии Британская Индия на светскую индуистскую республику Индию и мусульманский Пакистан. Тем более что после раздела вспыхнула жестокая борьба между индуистами и мусульманами. В январе 1948 года в отчаянной попытке остановить межнациональные распри Махатма Ганди прибегнул к голодовке. Он объяснил свое решение так: «Смерть станет для меня чудесным избавлением. Уж лучше умереть, чем быть беспомощным свидетелем самоуничтожения Индии». Жертвенная акция Ганди оказала необходимое воздействие на общество, но он добился лишь частичного примирения индусов и мусульман.

Через два дня после того как Махатма Ганди прекратил голодовку, произошло первое покушение на его жизнь: беженец бросил в него самодельную бомбу. Устройство разорвалось в нескольких шагах от Ганди, но никто не пострадал. Через месяц, когда Ганди собирался на вечернюю молитву, на лужайке перед домом его бурно приветствовала собравшаяся толпа, там находился его убийца. Махатма Ганди получил три выстрела в грудь: первые две пули прошли навылет, третья застряла в легком в области сердца. Слабеющий Махатма прошептал: «О, Рама! О, Рама!» (эти слова написаны на мемориале, воздвигнутом на месте выстрела). Затем показал жестами, что прощает убийцу, после чего скончался на месте. Это произошло в 17 часов 17 минут.

«Существует много такого, за что я готов умереть, но нет ничего такого, за что я был бы готов убить» — слова великого человека, духовного лидера нации, который всю свою жизнь боролся против раздирающих его страну распрей и, даже пав вследствие насилия, не позволил ненависти проникнуть в свое сердце.

Алена Грабчак

Author: Admin
Tags

Comments (1)

  1. Махатма Ганди входит в десятку наиболее изученных личностей в мировой истории по данным каталога Библиотеки конгресса США .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?