Маршалл Голдсмит: что мешает достичь цели?

Маршалл Голдсмит — американский бизнес-коуч, совладелец Marshall Goldsmith Group. Он спасал компании от банкротства; прирожденных лидеров — от застоя; а запутавшихся в дебрях сознания — от депрессии. Почему позитивное мышление актуально во всех сферах жизни? Об этом Маршалл Голдсмит рассказал на форуме Olerom в Киеве (который проходил 30 сентября).

Но прежде — небольшая история, с комментариями из книг Маршалла Голдсмита.

Жизнь с чистого листа: работа над ошибками

Люди становятся все более бестактными. По крайней мере, так считала моя знакомая Татьяна. Как-то раз она пришла ко мне и призналась, что погибает под грузом неудач. Но ее никто не понимает.

— Представляешь, — вздохнула она, — я рассказала другу о своих проблемах, а он не придумал ничего умнее и принялся читать нотации: «Все твои проблемы от того, что ты не мыслишь позитивно!» А у меня дома отношения не ладятся, еле нашла жилье, нет нормальной работы. Только позитива мне не хватало!

Злиться на людей за то, какие они есть, так же бессмысленно, как злиться на стул за то, что он стул. (Маршалл Голдсмит)

В следующий раз встретились с ней через полгода. Умная, целеустремленная, обаятельная. Совсем другой человек.

— Ты нашла волшебную таблетку от проблем? — удивилась я.

— Нет, изменила мышление. Помнишь наш последний разговор? Тогда я страдала от того, что люди не видят, как мне плохо, а потом поняла, что могу помочь себе только сама. Однажды я перестала задавать вопрос «За что мне все это?» И задумалась, о чем говорит со мной этот кризис.

Мы мастера по сочинению причин, по которым нам не надо меняться. Мы придумываем отговорки. Находим логические объяснения. Накапливаем убеждения, которые провоцируют отрицание и сопротивление во всех проявлениях. В результате мы постоянно терпим поражение, когда пытаемся стать тем, кем хотим быть. (Маршалл Голдсмит)

Кризис говорил о нерешенном внутреннем конфликте. О работе, где ее не ценили, окружающих, с которыми было невозможно поговорить на интересующие темы. О задавленном желании стать художником. Сначала мечта мучила, появлялась в разговорах, приходила в кошмарных снах. Потом свернулась в клубок и уснула. После этого тягостных мыслей о погубленном таланте стало меньше, но на душе по-прежнему было плохо. Без причины. Не было сил, исчез энтузиазм. Возможности, если и появлялись, то воспринимались как нечто непостоянное и несерьезное. Затем пришли болезни – затянули паутину неудач. Конечно, испортились отношения.

Когда мы сожалеем о своих решениях и ничего не делаем, мы не лучше, чем нытик, который жалуется на руководство. Мы кричим на пустую лодку, только лодка-то наша. (Маршалл Голдсмит)

Татьяне удалось сделать невероятное. Встать, отряхнуться, пойти дальше. Найти более оплачиваемую работу, получать удовольствие от хобби, закончить художественную школу (надо отдать дань неисполненным детским желаниям). Сейчас она признается, что ее мечты еще не исполнились, но она чувствует, что идет в нужном направлении.

Общаться без вреда для окружающих

Я вспоминала эту историю, сидя на мастер-классе у Маршалла Голдсмита. Известный бизнес-тренер учит общаться. Что для этого нужно — подвешенный язык, сарказм, ум, острота реакций? Да, но это не все.

Маршалл Голдсмит задает провокационный вопрос:

— Сколько времени вы тратите на обсуждение того, какие глупые, плохие или бессовестные люди вас окружают?

Зал откликается. Грустно признаться, но времени на это уходит немало. Голдсмит продолжает:

— Как часто вы рассказываете о том, какие вы умные, особенные и замечательные?

Таких достаточно.

Не тратьте время на то, чтобы узнать, что происходит в жизни Линдси Лохан. Ведь она не тратит время на то, чтобы узнать, что у вас происходит. Живите своей жизнью! (Маршалл Голдсмит)

Американский коуч считает, что нужно обращать внимание не только на то, о чем мы говорим, но и на то, как мы это делаем. Один из его клиентов пожаловался, что люди считают его излишне категоричным спорщиком. Голдсмит заметил, что его клиент часто употребляет в речи слова «нет, но, однако». Когда он сказал об этом мужчине, тот, прежде чем успел заметить, отреагировал:
— Нет, но, однако, это же не совсем так!

Зал рассмеялся. Пример показался убедительным — и да и кто из нас не допускал подобных ляпов!

Голдсмит говорит о том, что при любой модели общения, если вы довольно работоспособны, есть возможность достичь успеха. Но не факт, что при этом наладятся отношения с другими людьми. Почему? Люди, которые стремятся быть лидерами, могут попасть в три ловушки:

  • рассматривать выигрыш как самоцель;
  • переоценивать серьезность происходящего;
  • выдавать слишком много суждений о том, что происходит в мире.

Вы никогда не сможете себя чувствовать себя совершенно спокойно в условиях неопределенности. Поэтому она и называется неопределенностью. Но наша задача – комфортно чувствовать себя в тех обстоятельствах, которые предлагает нам жизнь. (Маршалл Голдсмит)

Позитивное мышление в этом случае не имеет ничего общего с «вымученным позитивом». Это качество позволяет двигаться дальше в трудные времена. Не тормозить себя жалобами, а учиться жить в существующих обстоятельствах — и, при возможности, менять жизнь к лучшему.

Маршалл Голдсмит предлагает ответить на вопросы: «Кто я?», «Где мы?», «Что здесь происходит?» Определившись с целью и потенциалом, который у нас есть, легче двигаться дальше:

— Пока мы говорим себе, что у нас нет каких-то навыков, мы их не получим. Спрашивайте себя: «Хочу ли я прямо сейчас внести положительные изменения, сделать необходимые инвестиции?

Маршалл Голдсмит: ловушки эгоцентризма

Маршалл Голдсмит не был первым, кто высказал идею о том, что большинство подчиненных умнее начальников. Но именно к нему прислушались, и богатейшие бизнесмены мира используют его подход. 360-градусная обратная связь – так называется метод, по которому подчиненные оценивают начальников. Идеи Голдсмита получили признание. Так, его книга «Триггеры. Формируй привычки – закаляй характер» (2015) появилась на первом месте в рейтинге бизнес-литературы, по версии New York Times и Wall Street Journal.

Маршалл Голдсмит считает, что на рабочем месте руководитель должен обсуждать с подчиненными вопросы:

  • куда мы движемся?
  • куда вы движетесь?
  • что у вас получается хорошо?
  • какие есть предложения по улучшению?
  • что вы можете порекомендовать мне как руководителю, чтобы повысить мою эффективность?

К сожалению, многие начальники пренебрегают подобными дискуссиями. Они принимают решения единолично, либо запутываются в сетях собственной авторитетности. В итоге, остаются без должности — либо без денег.

Лидер привык выигрывать — карьерную гонку, переговоры, дискуссию с коллегами. Эта одержимость успехом служит неплохую службу, пока вы амбициозный менеджер, стремящийся подняться со дна компании на ее верх. Но как только недавний управленец среднего звена становится одним из директоров, эта привычка побеждать превращается в темную сторону: она отталкивает от него сотрудников. Он не умеет делегировать полномочия и вместо того, чтобы вести за собой людей, продолжает с ними соревноваться. (Маршалл Голдсмит)

Пример хорошего руководителя, по мнению Маршалла Голдсмита, — Алан Маллади, гендиректор Ford Motor в 2006-2014 годах, который известен тем, что спас компанию от банкротства:

— Он поменял всю культуру отношений в Ford Motor: например, не разрешал директорам приносить на совещания мобильные телефоны, поскольку ничего не может быть важнее проблем, которые стоят перед компанией. Искоренял циничные комментарии в адрес коллег и желание потоптаться на них.

Мы часто любим тех людей, которые нас хвалят, а не тех, кто реально мог бы оказать нам серьезную услугу. Маршалл Голдсмит уверяет: если смотреть правде в глаза, можно заметить, как часто мы поощряем людей совсем не за их заслуги и вклад в работу компании. Мы привыкли покупать лесть и обожание.

Соревновательная психология, которую нам упорно навязывают, может привести к краху. Возвышаясь над другими, человек (пусть и с творческим потенциалом) отвергает помощь и полезные идеи. И здесь он совершает непростительную ошибку:

— Если человек высказал вам идею, отнеситесь к ней как к подарку. Хотите использовать — используйте, не хотите — поставьте на чердак, хотите избавиться — упакуйте еще раз и отдайте теще. Когда к вам как к руководителю приходит человек с хорошей идеей, не дополняйте ее сразу правками. Вы можете улучшить идею на 5%, а желание реализовывать упадет на 50%, потому что больше это не его идея — она ваша.

Ася Шкуро

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?