Лаборатория сумасшедших ученых: алхимики нашего времени

Лаборатория сумасшедших ученыхПервое «антинаучное» шоу для детей и взрослых, нашумевшее во многих городах Украины, — это детище команды с интригующим названием «Лаборатория сумасшедших ученых».

Желая испытать научные теории в действии, харьковчане Руслан Алмакаев и Александр Кобзин бросили вызов самой природе. Это и привело учёных по образованию к идее создать экспериментальное шоу. Формат научно-развлекательного представления организаторы «Лаборатории сумасшедших ученых» позаимствовали за рубежом: в США подобные шоу функционируют при школах на постоянной основе, в качестве факультативов. Также такого рода мероприятия проводятся в России на протяжении трёх лет.

До недавних пор подобных научно-популярных шоу в Украине не было. Именно этот факт и желание сделать нечто новое подвигли на риск Руслана Алмакаева и Александра Кобзина — летом 2010 года они организовали «Лабораторию сумасшедших ученых», а в 2011-ом проект уже имел успех, хорошо зарекомендовав себя как взрослой, так и детской публике.

Изначально шоу задумывалось для детской и подростковой аудитории, однако мероприятие сумело удивить и порадовать даже взрослых.

Все эксперименты «Лаборатории» разделены на подгруппы — «Сухой лед», «Жидкий азот», «Давление и воздух» и так далее. Программа шоу формируется свободно и может состоять из нескольких блоков, в каждом из которых — свой набор экспериментов. Обязательным условием всех этих зрелищных экспериментов является их безопасность.

Возможность совершать открытия в различных областях науки приводит огромное количество маленьких учёных и их родителей на шоу «Лаборатории сумасшедших ученых». За полтора часа антинаучного перфоманса безумные учёные удивляют, умудряются вдоволь позабавить и даже напугать зрителей, а также участников опытов. Что происходит на сцене? Погружение живого цветка в жидкий азот, впоследствии который легко разбивали вдребезги; внутри обычной бутылки создают настоящий торнадо; происходят эксперименты с катушкой Тесла и плазмой; кроме того зрителям предлагают поиграть на удивительном музыкальном инструменте — терменвоксе. Но больше всего детей радует «бумажное безумие», как это называют безумные учёные и Воздушная Супер Пушка — этот опыт в прямом смысле слова осыпает зал метрами бумаги, используя воздушный принцип Бернулли. А пушкой экспериментаторы стреляют в зал огромными кольцами дыма, и дети бросаются ловить их…

Лаборатория сумасшедших ученых

«Лаборатория сумасшедших учёных» демонстрирует занимательную сторону физики и химии всем желающим, а опыты безумцев дарят атмосферу радости и веселья, ощущение близости волшебства. Яркое, красочное и увлекательное шоу надолго запоминается всем гостям этого праздника науки.

В эксклюзивном интервью для журнала «Хороший вкус» «Лаборатория сумасшедших ученых» раскрыла некоторые секреты своего искусства.

— Что вдохновило вас создать научное шоу?

— Это известный международный формат, который был изобретен в Америке тридцать лет назад. Он объединяет образование и развлечение, поэтому быстро стал популярным по всему миру. Хотя это не наша идея, мы первыми воплотили её в Украине. Правда, с некоторым отличием, сосредоточив усилия именно на развлекательной, зрелищной форме. Во время сценических шоу мы не слишком углубляемся в науку, ведь здесь главное — чтобы было интересно и весело. А когда мы работаем со школами, там программы сформированы по тематикам, а упор делается на научном обосновании.

Что касается того, кому первому из команды пришла в голову идея создать «Лабораторию сумасшедших ученых»… Идеи очень часто комбинируются. Например, Саша говорит: «Слушай, я же в прошлом играл на саксофоне и на фортепиано. А давай купим такой классный музыкальный прибор как терменвокс для наших выступлений?» Купили этот терменвокс, потом появилась серия интересных химических штук. «А давай все это объединим в одну программу?»  Сами идеи висят в воздухе — бери и используй. Все эти эксперименты — обычные химические реакции, которые проводят в школах и университетах, а некоторым физическим экспериментам уже больше ста лет. Мы просто подаем их по-другому.

— Помогает ли актерское образование в постановках?

— Скорее, помогает то, что у  нас большой опыт работы с шоу-бизнесом. В прошлом мы много лет организовывали крупные городские мероприятия, тимбилдинги, так что нам не привыкать. Легкость работы больше всего зависит от опыта, от количества проделанной работы, ведь это практика. В таком случае не будет проблемой то, работаешь ты с маленькой аудиторией или большой. Но, конечно, у сценического шоу своя специфика: приходится выполнять дополнительные задачи, учитывать сценические планы, происходит меньше общения с публикой, нужно отдавать себя зрителю больше. При работе с маленькими группами пятнадцать-двадцать человек (у нас очень много таких мероприятий) общаешься непосредственно с детьми, и есть возможность уделить время каждому, а вот на сцене этого сделать нельзя.

— Легко ли достать реквизит для экспериментов?

— Мы занимаемся этим, в основном, сами: сложные приборы заказываем у инженеров, реактивы закупаем в США и Канаде. Некоторые приборы, в частности терменвокс и генератор Ван де Граафа, тоже пришлось везти из Штатов, так как у нас их попросту нет.

— Сложно ли продвигать подобные проекты в Украине?

— Нам повезло, мы первые вышли на рынок с уже готовым продуктом. Так как конкурентов не было вообще, мы стали востребованы буквально за несколько месяцев. Мы дали интервью журналу «Власть денег», после чего сразу получили отклик, пошли заказы. Когда работаешь хорошо, о тебе начинают рассказывать, тебя нанимают из разных городов. И даже если тебя сравнивают с кем-то или появляются конкуренты, если твой проект лучше, то именно его продолжат покупать. Кроме того, нужно учитывать специфику: мы сосредоточены больше на шоу, а кто-то — на образовательном аспекте. Мы можем показать за выступление десяток экспериментов, а кто-то — два-три, но при этом детально объясняя, записывая химические формулы, рисуя схемы. Мы на этом внимания не заостряем, мы — веселим.

Лаборатория сумасшедших ученых— Какие у вас самые любимые эксперименты?

— Мы очень любим жидкий азот, катушки Тесла. Кстати, катушки — относительно новый элемент нашей программы. Они очень капризные, с ними всегда много мороки, зато, сколько на эти молнии ни смотри, все равно интересно. Стоишь рядом с молниями и волнуешься каждый раз. Они реагируют на пространство: в маленьком помещении работают отлично, а в большом зале их приходится долго настраивать, потому  что совсем другой эффект. Вообще, для различных площадок у нас свой набор экспериментов. Например, на некоторых можно проводить эксперименты с огнём, но электрическая сеть не позволяет использовать катушки Тесла, на других площадках нельзя проводить эксперименты с жидким азотом.

— Мороженое из жидкого азота делали?

— Конечно, делали! Это один из первых экспериментов. Мы же с 2010 года работаем, всю эту тему изучили с самого начала. Нам все время в социальных сетях друзья присылают разные эксперименты: «Посмотрите, как интересно». Так что мы следим за тем, что меняется, отслеживаем новинки в этой области. Если можно что-то делать, сразу делаем это. Однако не всегда можно на сцене сделать то, что получается показать в телевизионном шоу — многие вспоминают Discovery, «Разрушителей легенд», там есть замечательные вещи, но наш бюджет не позволяет воспроизвести некоторые трюки на сцене.  Конечно, дело не только в бюджете. В телевизионной программе можно снимать множество дублей, затем монтировать, а во время шоу выступление не прерывается, каждый эксперимент должен сработать со стопроцентной гарантией. Там нет права на ошибку, поэтому это немного другой формат.

— Бывают ли у вас непредсказуемые или опасные моменты во время шоу?

— Именно опасных ситуаций не бывает. Мы исключаем фактор риска из шоу, «взвешиваем» свои эксперименты, прежде чем показывать детям. Даже если есть рискованные вещи, мы подвергаем риску только себя. А непредсказуемые нюансы, разумеется, бывают — не выдержал свет, отключилось электричество или звука нет, не закипели чайники вовремя… Но это рабочие моменты. Когда много работаешь, уже спиной чувствуешь, что происходит, и если видишь, что что-то пошло не так, можешь что-то изменить. У нас всегда есть запас экспериментов.

— На какие эксперименты публика больше всего реагирует?

— «Кольца счастья», «Большой взрыв», «Катушки Тесла» — эти эксперименты самые зрелищные, и публика реагирует лучше всего. Но, опять же, дети реагируют практически на все, особенно на то, что можно сделать своими руками. Дети счастливы сделать любой эксперимент вместе с учеными, например, прокатиться на «летающей тарелке», так что это самая благодарная публика.

Текст — Станислав Пивонос

Интервью — Анастасия Каспарова, Ася Шкуро

 

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?