Кукольный театр: как ставят сказки для взрослых

Кукольный театр появился на шумных городских улицах, где крикливая толпа заглушала тихий голос искусства. Дабы привлечь внимание, кукольные артисты надевали маски и изображали старинные ритуалы. В кукольных спектаклях не старались изумить зрителя длинными диалогами, зато публику ожидала быстрая смена действия. Танцевальные ритмы, эксцентричные жесты, острые темы, а порой — совсем недетские сюжеты – так выглядел кукольный театр на заре своего существования. Изменилась ли цель кукольных спектаклей в наши дни, как привлечь взрослого зрителя — об этом и многом другом мы расспросили знатоков кукольного дела. Юлия Грац принимает активное участие в кукольных постановках и решила поделиться с нами некоторыми театральными секретами.

— Существует стереотип, что кукла имеет ограниченные возможности. И все же, есть множество способов, как придать ей больше выразительности. Те, кто считают, что кукла проигрывает драматическому актеру, скорее всего, не присматривались к кукольному искусству внимательно, иначе бы они заметили, что нам навязали ложное представление. Помню, сколько удивления вызывали у меня слова преподавателей на лекциях в театральном колледже, что кукла способна на большее количество действия по сравнению с обычным актером. Однако практика доказала, что это правда. Актер не будет летать, переворачиваться диковинным образом, крутиться на месте, не отрывая ног от земли. Он не сможет нырять под воду, оказываться под землей  и переходить из одних сфер в другие. Благодаря кукле, мы показываем пьесу, не ограничивая себя ни в каких приемах. Есть даже точка зрения, что кукла появляется там, где человек должен разобраться с тем, что происходит, и кукла воплощает некое отзеркаливание.

— Знаете, как придумали куклу? Еще в Средневековые времена культурные деятели испытывали проблемы с финансированием театром. Не хватало денег даже на то, чтобы делать костюмы для актеров. Из ситуации вышли оригинальным способом: решили, что дешевле развивать кукольное мастерство. Решение казалось очень удобным — ведь при гастрольной деятельности не нужно было возить за собой в разные города тридцать актеров и декорации. Люди в те времена считали, что гораздо менее затратно взять двадцать кукол и небольшие декорации для создания атмосферы. Кстати, публика принимала кукол с большим интересом, так же тепло, как и драматических актеров. Кроме того, кукла хороша тем, что она всегда готова работать — в отличие от актера, у которого может случиться форс-мажор. Что уж говорить о том, что кукла всегда готова к новым техникам!

— Если актер играет сам, он не может выразить детали сарказма и сатиры так явно и открыто. При помощи куклы мы можем гиперболизировать, высмеять какую-либо ситуацию или личность. Один и тот же спектакль можно играть и в драматическом, и в кукольном театре, поэтому те, кто считают, что кукольное мастерство подходит лишь для детских постановок, ошибаются. Например, в Харьковском кукольном театре ставят Булгакова, Оруэлла, Цветаеву, Чехова и Платона. Кукольный театр ставит серьезные пьесы, но применяются специальные приемы, трюки и приспособления. Кстати, последние выполняют важнейшую функцию к кукольном театре. Кукла стала настолько популярным видом искусства, что ею изображают даже героев Шекспира, правда, в отличие от их драматических аналогов, кукольные Гамлеты трагикомические, а внимание акцентируется на фарсовой стороне вещей. Ведь мы можем драматизировать некоторые вещи, а можем над ними посмеяться, даже если сквозь слезы. Очень колоритны в кукольном исполнении смотрятся такие великие личности, как Жанна д’Арк, Вельзевул, Карл Пятый. Кстати, есть особая театральная традиция изображать Гитлера в кукольном спектакле. Здесь удается оригинально обыграть отдельные черты его личности. К примеру, в пьесе «Сон Гитлера» главный герой мечется во сне, и перед ним предстают другие куклы — захватчики Крестоносец, Мамай, Наполеон. Гитлера также изображали в виде куклы-овчарки, за которой следует свора собак. Так символично режиссеры отражают свой взгляд на исторические события.

— Основная задача режисера и художника, создающего куклы, — подбор репертуара, который в кукольном театре отличается от привычных представлений о сценаристике и ее воплощении. В драматическом театре это происходит так: собираются режиссеры и решают, какую пьесу взять, что есть из реквизита. Что касается кукольного театра, чтобы взять определенную пьесу, нужно иметь контакты с теми людьми, которые сделают декорации и будут готовы воплотить в жизнь именно такие куклы, как требуется для конкретной постановки, иначе персонажи пойдут в разрез с задумкой, а спектакль ожидает провал. Из-за того, что нужны готовые декорации и специальные приспособления, не так уж и просто ввести новую пьесу в кукольный театр. Обычно режиссеры отталкиваются от того, какие декорации проще всего достать.

— В кукольном театре играют как детские спектакли для самых маленьких, так и вечерние пьесы для взрослых. Как правило, для детских спектаклей выбирают сказки про котов или всем известные «Три поросенка». Спектакли для взрослых часто незаслуженно обделяют вниманием, и очень зря, ведь куклы способны показать такое действо, которое мастерски будет держать зрителя в тисках между трагедией и комедией. Так, например, в обязательную программу в театральном колледже входит постановка «Дорога до Віфлеєму», библейская история о том, как ослик вез Христа на распятие. Но речь идет не о религии, а, скорее, о поисках истины, душевных стремлениях. Так что, несмотря на то, что возрастная категория этого спектакля — от четырех лет, многие взрослые вытирают слезы в особенно трогательных моментах. Добрые и сентиментальные сказки также будут интересны для взрослых — первым на ум приходит постановка по повести Яна Экхальма «Людвик XIV и Тутта Карлсон». Комичные персонажи говорят о тех вещах и моральных принципах, с которыми мы сталкиваемся ежедневно: в конкретном спектакле показано, как лис не хотел  становиться хитрым, но жил в семье, где это качество ставили во главу угла. Финал сказочно прекрасен: в итоге лис встретил цыпленка Тутту, они подружились и решили, что никогда не будут обманывать друг друга и совершать подлые поступки.

— В кукольном театре совмещаются разные системы вождения кукол, начиная от марионетки, затем идет кукла-перчатка, потом — кукла тростевая, гапидная, гапидно-тростевая (в этом случае мы держим в руках гапид — шайбу, которая управляет головой и, таким образом, куда смотрит нос, туда же глядит и кукла), существует теневая кукла, играют и с ростовой (то есть такой куклой, чей размер равноценен росту актера). Кроме того, есть планшетная кукла.

— Почему большинство театров пользуется системой кукол на трости? Это довольно просто. Кукла на трости более подвижна, пластична и имеет огромное количество разных свойств, которые выдвигают ее в разряд приоритетных кукол. Например, можно сравнить ее с марионеткой, которая не может сгибать руку в локте, а ноги — в коленях, не двигает шеей так, как тростевая, и предпочтение становится очевидным. Если мы для сравнения возьмем планшетную куклу, сразу испытаем, насколько она тяжелая, а если взглянуть на ростовую, то за ней не видно актера. Что касается тростевой, эта кукла может и танцевать, и прыгать, и бегать.

— В кукольном театре работает несколько правил режиссуры. Самое важное звучит так: если какая-то из кукол разговаривает, все остальные обязательно должны смотреть на нее. Дальше, куклы не должны перекрывать ни друг друга, ни декорации. Есть особые законы, как правильно работать с  размерами кукол. Например, возьмем два предмета — куклу и телефон. Если обе вещи будут маленькими, они «потеряются». Поэтому, если кукла маленького роста, режисер поставит телефон с трубкой большего размера, чем кукла, таким образом прибегнув к нарушению пропорций, чтобы было интереснее смотреть. Теперь что касается мизансцены. Чтобы создать видимость присутствия множества кукол на ширме, не обязательно брать сто-двести кукол. Толпа создается при участии четырех-пяти кукол, и с их помощью можно легко достичь массовости на маленькой сцене, которую мы видим фронтально. Нельзя перетягивать внимание зрителя — если говорит одна кукла, то другой запрещается подергивать ножкой или ручкой. Кроме того, когда кукла разговаривает, она сначала смотрит на зрителя, а потом разворачивается в профиль и наблюдает за другими куклами.

 

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?