Кризис: свинцовый груз или взлетная полоса?

Кризис — далеко не самая приятная, но, увы, неизбежная часть жизни. Мы сталкиваемся с ним в бизнесе, на работе, в отношениях с людьми. И даже если в начале нас переполняет энтузиазм и восторг, после неудачного происшествия волей-неволей начинаешь сомневаться в собственных силах. Можно ли защититься от кризиса? Западные исследования полагают, что да.

О чем говорит кризис

Карл Юнг, швейцарский психотерапевт, рассказывал, как справиться с угнетающим событием. Он говорил: «Если пожаловала депрессия, не гони ее, а пригласи к столу, как гостью, и послушай, о чем она намерена сказать». В столь символичной манере Юнг предлагал не прятаться от кризисов, а, напротив, трансформировать их во что-то положительное. Недаром представители экзистенциальной школы в психологии советовали задавать себе вопрос: «Для чего это случилось в моей жизни?» вместо привычного нам «За что мне все это?»

Известен пример из истории. В середине XX века в Англии во всеуслышание заговорили о том, что некоторые виды животных вымирают. Британский зоолог Джулиан Хаксли опубликовал несколько берущих за душу статей, которые говорили о том, что человек должен укротить свой ненасытный нрав и задуматься об угрозах природе. Статьи получили настолько широкое распространение, что с Хаксли захотел поговорить Макс Николсон. Последний был известен тем, что предлагал меценатам вкладывать деньги в прогрессивные идеи. Проблема, поднятая Джулианом Хаксли, требовала немедленного решения, и не без помощи местной элиты ученый основал «Всемирный фонд дикой природы». Что и говорить, впоследствии эта организация оказывала благотворного влияние не только на сохранение биологических видов, но и на снижение загрязнения окружающей среды.

Другой пример рассказывал Ричард Брэнсон в книге «К черту все! Бери и делай». Его первый бизнес-проект — журнал «Student» стал попыткой выразить негодование против вьетнамской войны. Хотя Брэнсону и его друзьям было не больше пятнадцати лет, молодые люди чувствовали себя в ответе за то, что американские войска бомбят Северный Вьетнам. И хотя на тот момент Ричард Брэнсон и не догадывался, что через много лет он станет владельцем мега-корпорации Virgin, он сделал первый шаг на пути к мечте. И стимулом к изменениям стал именно кризис.

Кризис: немного статистики

Несомненно, кризис разрушает привычные устои, но он же помогает двигаться к новым вершинам. Тем не менее, как показывают исследования, многие предпочитают думать о кризисе уже после того, как он наступил.

Так, компания ODM Group провела тщательный опрос среди руководителей и менеджеров среднего звена — и обнародовала любопытные факты. К примеру, около 60% людей, занимающих руководящие должности, хотя бы раз в жизни сталкивались с кризисом на предыдущей работе или там, где они работают сейчас. Эти люди на собственном опыте узнали, что делать в проигрышном экономическом положении и готовятся к новому кризису заранее.

80% опрошенных признались в том, что ждут кризис, который вот-вот начнется — а именно, в течение двенадцати месяцев. Благодаря этому болезненному, но необходимому пониманию, они тщательно взвешивают каждое принятое решение.

Однако, только 55% руководителей приготовили детальный анти-кризисный план, который призван помочь в сложных ситуациях. Чаще всего от плана «отмахиваются»: мол, это недешево, требует привлечения посторонних специалистов.

Все та же компания ODM Group выдвинула предположение о том, что часто люди воспринимают кризис как абстрактное явление и не представляют, как он может проявиться. Тем не менее, существует проверенная временем схема, по которой можно вычислить, какая область бизнеса находится под угрозой.

Чтобы разобраться в этой теме, поговорим о типах кризисов.

— Информационная безопасность попадает в зону риска в 47% от числа всех кризисных ситуаций;

— 50% предприятий страдают в результате того, что их деятельность «подрывают» экономические конкуренты;

— Проблемы с логистикой имеют место в 47% случаев;

— Плохие отзывы способны «переманить» клиентов из одной компании в другую в 45% ситуаций;

— «Черный пиар», спровоцированный средствами массовой информации, способен уничтожить бизнес, и показатель опасности достигает 43%;

— Невнимание к безопасности продукта является причиной возникновения кризиса в компаниях в 42% случаев;

— 40% проблем возникают в связи с техническими инцидентами и травмами на предприятиях;

— И, наконец, в 33% случаев компании страдают из-за совершенных преступлений.

Кто виноват и что делать?

Несмотря на то, что анти-кризисный план отнимает много времени и сил, его действие стоит потраченных усилий. Почему это необходимо?

В соответствии со статистикой, предложенной в издании IMB Business Recovery Service & Cranfield «Мост слишком далеко» (‘A Bridge Too Far’), 80% компаний получают удар из-за неисправности компьютеров. Причем последствия самые печальные: бизнес приходится закрывать, а собственники объявляют себя банкротами. В то же время, Gartner демонстрирует другое исследование, которое показывает, что 90% компаний, которые потеряли важную информацию, вышли из бизнеса в течение двух лет.

Хотя эти факты звучат устрашающе, с ними можно и нужно бороться. Самый главный шаг, который необходимо сделать, — сообщить о предстоящем кризисе тем, кто поможет с ним справиться.

Итак, с кем нужно наладить отношения, если кризис вот-вот разразится?

В первую очередь, с управляющими корпорации (включая потенциальных спикеров компаний и инвесторов). Обязательно нужно сообщить важную информацию сотрудникам, которые смогут повлиять на то, чтобы дела не пошли еще хуже. Дальше на очереди совет директоров – хотя эта категория не вовлечена в ежедневные операции на работе, она влияет на внутреннюю и внешнюю аудиторию.

Эксперты советуют также рассказать о кризисе потребителям, так как честная информация способна заглушить негодование из-за плохих новостей. Кроме того, лучше, если клиент получит данные от компании, которой он доверяет, чем прочитает разгромный отчет в средствах массовой информации.

Следующая группа напрямую связана с потребителями: организация-поставщик тоже должна быть в курсе происходящего. Если фирма-посредник достаточно осведомлена, она может отвечать на вопросы, возникающие у клиентов или операторов розничной торговли.

И, наконец, стоит наладить контакт со специалистами-аналитиками по отрасли промышленности, финансово-кредитными учреждениями, торговыми ассоциациями и контрольно-надзорными органами.

Ася Шкуро

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?