История одного дневника: уничтожить, пока не поздно

Больше разговоров — меньше дела? Современный рынок с этим не согласен. Иначе зачем посвящать столько книг вопросам, «как реализовать скрытый или забытый потенциал», «как научиться рано вставать и не откладывать дела на потом», «как творить и любить себя». Уходят в прошлое книги тех философов, которые, подобно Франклу и Берну, говорили о любви к ближнему. Глядя на некоторые книги, кажется, что нынче стало немодно черпать сюжеты из жизни — для этого нужно взглянуть в чьи-то глаза. Вместо этого — «вода» и 200+ страниц о том, как заставить себя мыслить позитивно, изменить стандартное мышление и создать очередной мыльный пузырь. В общем-то, нужные вещи, но все хорошо в меру.

Кому верить на слово?

Последний визит в книжный магазин запомнился мне многочисленными книгами о том, как правильно строить отношения. Советами а-ля «относитесь к потенциальным партнерам, как к рыбам, лежащим на рынке под солнцем». А не так давно в глаза бросилась другая тенденция — рассматривать творчество с позиции разрушения. Об этом мы и поговорим, но сначала введем в курс дела.

Творческие блокноты «Уничтожь меня» (и иже с ними) предлагают особую систему развития креативности. Нужно выполнять задания, призванные освободить творческое начало из плена стереотипов. Любители творческих игр такого плана обычно придерживаются принципа: «хорошо – все, что вы создали». Даже если это мазня на листе бумаги. Тоже творчество, значит, имеет место быть. Человек, который ищет опору в этих книгах, не сконцентрируется на художественных произведениях, прежде чем начать писать. Здесь ищут руководство к действию – и ждут, что книги по саморазвитию подарят удивительный сюжет.

Прогуливаясь вдоль книжных полок, разговариваю с особенно увлеченными читательницами.

— Чего ты ожидаешь от этой литературы?

— Вдохновения. Я покупаю вторую книгу из серии «Уничтожь меня», эти книги дарят мне веру в себя. Кажется, что ты способен сделать то же, что до тебя делали великие люди.

— А что ты читаешь помимо этих книг?

— Раньше я зачитывалась романами классиков, но сейчас мне сложно воспринимать большие тексты. Да и чужое творчество никак не поможет при создании своего.

— Получилось создать что-то необычное?

— Пока я нахожусь в поиске себя…

Хотя в ответ у меня появляется много аргументов против, предпочитаю промолчать. И решаю вникнуть в суть книг, которые подарили так много надежды молодым людям.

Горькое признание

Об этом сказано достаточно, и моде на книги по развитию творческого потенциала не один год. Однако сейчас появилось новое веяние. «Уничтожь этот дневник», «Карманный мусор», «Бардак», «Это не книга», «Разорви эту книгу»… Забавно, но рядом на книжной полке соседствуют «Мандалы с медитациями» и «Счастливый блокнот: будь позитивным!» Наверное, в этом есть своя ирония — оставаться позитивным, когда смотришь на надпись «Уничтожь меня». Впрочем, этим человечество занимается не одну сотню лет.

Идем дальше. На обложке следующей книги, которая привлекла мое внимание, — предупреждение: «Не открывай эту коробку, это может привести к необычным заданиям: уничтожению книг, хаотичному блужданию, коллекционированию ненужных вещей». Откуда взялась мода на разрушение?

О том, что вскоре отношение к литературе изменится, предупреждал Брэдбери. И пусть эти слова покажутся немного утрированными, но писатель говорил: придут времени, когда книги предадут огню. В антиутопии «451 градус по Фаренгейту» погибнет Кларисса, единственная добрая душа в больном обществе, сжигающем книги. Ее смерть заставит взглянуть на жизнь по-другому главного героя, пожарного, который до поры до времени не видит ничего криминального к сжигании книг. Читая антиутопию, мы вряд ли верили, что это возможно. Но два года назад в Лос-Анджелесе снесли дом Рэя Брэдбери. И хотя все вещи, хранившиеся в нем, были переданы в Центр изучения творчества Брэдбери, сам факт звучит неутешительно.

Кроме этого, есть и другие тревожные знаки:

— Знаменитая компания Borders Books заявила о банкротстве в 2011 году: таким образом, международная издательская индустрия теряет силу.

— Согласно исследованию компании Pew Research Center, в 2014-2015 количество американцев, которые прочитали одну печатную книгу за год, сократилось с 69% до 63%.

— Немецкий журналист Роберт Штейн проанализировал текущие тенденции и пришел к выводу, что в будущем книги будут издаваться в рамках игровой индустрии. Это означает, что традиционные издательские принципы умирают, и все больше книг примут формат, предлагаемый в дневнике «Уничтожь меня».

— В рамках исследования, выполненного для BBC, Роберт Штейн утверждает: «Печать будет существовать, однако с иными целями и для ограниченной аудитории – как в наше время происходит с поэзией. Печатные издания перестанут быть в центре внимания интеллектуального дискурса».

Почему так происходит? Читателя интересует форма, а не текст. Мультимедийные новинки, которые предложил нам интернет привлекают больше, чем содержание. Читатель не старается погрузиться в сюжет и пережить происходящее вместе с героями. Мы заняты сбором информации. А если не удается получить ее из книги, в помощь — новостная лента. Это — одно из возможным объяснений ошеломительного успеха дневников а-ля «Уничтожь меня». С одной стороны, они взывают к творческому началу, которое есть в каждом из нас, с другой, — не требуют «погружения».

Почему идея разрушительного творчества получила широкое распространение? Когда речь идет о правилах жизни в обществе потребления, ищу ответы в «Бойцовском клубе». Чтобы создать что-то новое, нужно разрушить старые устои – может быть, дело в этом? «Вещи, которыми ты владеешь, в конце концов начинают владеть тобой». Для того чтобы стать свободным, нужно утратить все. Но способен ли созидать человек, у которого больше не осталось идеалов? Произведения, подобные «Бойцовскому клубу», отлично объясняют этот феномен. Мы считаем себя великими, но нам предложили подделку. Суррогат творчества. Иллюзию, что каждый может стать гениальным.

Эти постулаты основаны на концепции демонстративного типа личности, которая принята в современной психологии. Люди, принадлежащие к этому психотипу, стремятся любым путем привлечь внимание окружающих к собственной персоне. Даже если они вызывают ненависть и слышат проклятия в спину, их действия продолжают носить демонстративный характер. И хотя любой человек нуждается в признании, демонстративная личность будет предлагать бесполезные вещи и ждать комплиментов. Чтобы не потерять способность мыслить критически и не упиваться ложной значимостью, нужно помнить, что любое увлечение хорошо в меру. А давая волю фантазии на страницах дневника «Уничтожь меня», стоит отдавать себе отчет: до настоящего творчества еще далеко. И ежедневный труд никто не отменял.

Создать нельзя уничтожить: где поставить запятую?

Что привлекает молодежь в идеях книг а-ля «Уничтожь меня»? Почему все больше подростков и молодых людей делают выбор не в пользу классической литературы, а покупает так называемые «творческие дневники»? Попробуем разобраться — идем общаться с читателями.

— Мне получил массу удовольствия, когда выполнял задание под названием «Продырявь страничку карандашом, сделай дырки». Поверьте, даже к такому простому делу можно подойти творчески! Мне казалось, что на странице оживает небо Ван Гога, где вихри создаются дырками.

— Долой стереотипы! Почему-то считается, что человек либо рождается гениальным, либо не способен творить. Это несправедливо. Подобные книги позволяют каждому почувствовать себя значимым. Начинает казаться, что ты можешь все.

Разлить кофе особым способом, прикрепить осенний лист, потоптаться на странице… Практически все, с кем мне удалось пообщаться, утверждали: блокнот «Уничтожь меня» позволил взглянуть на мир другими глазами

Например, если вам внушили, что художника из вас не получится, такой дневник поможет сделать первый шаг.

— Я считала себя абсолютно бездарной, когда дело касалось рисования. Но когда понадобилось выполнить одно из заданий, я  достала карандаши и принялась за дело. Рисунок получился с первого раза.

Здесь есть вероятность того, что творческие порывы молодых людей так и закончатся на страницах дневника «Уничтожь меня». Так, большинство историй о креативных приключениях сводятся к следующим репликам:

— На этой странице нужно было приклеить что-то липкое, и я выбрал мед.

— Потребовалось оставить отпечаток. Я раскрасила подошву ботинка акварельными красками и оставила отпечаток на бумаге.

Все отмечают, что жизнь «с дневником» выглядит нескучно. Но его польза для дальнейшего творческого развития весьма сомнительна. На форумах люди признаются, что так развивать креативность можно детям до десяти лет. А уж взрослым надобно потрудиться.

Еще один минус подобных дневников — легкомысленное отношение к творчеству. Ведь, на самом деле, для того, чтобы создать что-то действительно стоящее, нужно изучить множество предметов, пройти через рутинную работу, пережить чувство непонимания, а подчас – и обидную критику. Поработать над желанным объектом — и, наконец, получить достойный результат. В то же время, если блокнот подарит вам вдохновение и увлечет ощущением игры, его миссия выполнена.

Ася Шкуро

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?