«Иней» в ладонях твоих: военная драма о том, что близко

23 мая на Каннском фестивале состоялась премьера фильма «Иней» (Frost), в рамках «Двухнедельника режиссеров». В августе 2017 фильм покажут в конкурсной программе 8-го Одесского Международного фестиваля, где «Иней» будет соревноваться с другими кинокартинами за главный приз.

«Иней»: фестивальное кино

Кино о войне в жанре road-movie — еще одно интроспективное творение гениального режиссера Шарунаса Бартаса. Вслед за фильмами о воле, одиночестве, силе и бессилии («Нас мало», «Дом», «Свобода», «Покой нам только снится») литовский режиссер воспроизводит хронику текущих событий, сконцентрировавшись на  героях, которые оказались в пограничности военных реалий.

Это фильм-размышление, который создавался без готового сценария. Долгие кадры, в стиле Тарковского; испытание войной и любовью, как у Ремарка. Честный взгляд на трагические события в Украине; еще одна попытка поговорить с международным зрителем о том, что каждому из нас нужно быть добрее и внимательней к страданиям ближнего.

"Иней"По сюжету, главный герой (родом из Литвы) приезжает в Украину в составе гуманитарного конвоя проходит через военные тяготы. В фильме не обходится и без любовной линии: героям предстоит пройти серьезные испытания, сделать выбор, переосмыслить историю и разобраться, на чьей стороне правда, пробираясь сквозь черно-белые скобы стереотипов.

В производстве фильма были задействованы лучшие культурные деятели Литвы, Украины, Франции и Польши. В съемках военной драмы принимали участие Ванесса Паради, Анджей Хыра, Вероника Розатти, Мантас Янчаускас, Лия Макнавичюте, Борис Абрамов и многие другие. А сами съемки происходили в Днепре, Киеве и в Донецкой области.

Фильм «Иней» можно условно разделить на две части, войну и мир: в первой происходит действие, вторая отражает размеренно-философский взгляд на жизнь, размышления после баталий.

В этом репортаже мы хотим рассказать о том, что происходило на площадке во время съемок одного из эпизодов, который можно причислить к теме «мира».

«Иней»: воспоминания и размышления

Когда впервые попадаешь на съемки фильма, словно оказываешься в другой реальности. Более обостренной и внимательной к человеческим проблемам, той, в которой создает кинокартины режиссер Шарунас Бартас. Мы знаем о том, что он является автором артхаусного кино, придерживается философии экзистенциализма и ведет аскетический образ жизни. Известен факт: ради того, чтобы снять один из масштабных фильмов (криминальную драму «Не до и не после»), ему пришлось заложить дом…

Итак, Шарунас заходит в вестибюль, здоровается с каждым за руку и, усевшись на пол, начинает разговор. Он говорит о том, что сегодня нам предстоит снимать сцену, в которой главные герои прибывают с территории, где ведутся военные действия, на конференцию журналистов-международников. «Что вы хотите видеть в этой сцене?» — необычный вопрос надрывает все ожидания. Это впоследствии мы узнаем, что Шарунас Бартас — не сторонник продуманных сценариев. Режиссер считает, что импровизация стала лучшей формой, позволяющей достичь искренности в кадре. Ночью, придя после съемок домой, пытаешься осмыслить все происходящее и обнаруживаешь интервью Бартаса, где он утверждает:

Если мы переносим в кадр слово в слово все то, что написано в сценарии это вторичный процесс. А герой имеет право на первичный процесс, и это все-таки уже называется искусством… Я не дергаю актеров за ниточки. Ты пускаешь актера перед камерой – и уже ничего не можешь сделать. Он управляет собой сам. В промежутках между кадрами ты что-то можешь говорить, куда-то направить, а в кадре он контролирует себя сам. И для меня самое ценное, когда происходит то, что ты не ожидал. (интервью с Шарунасом Бартасом для Delo.ua, 17 ноября 2016).

Шарунас Бартас предпочитает снимать реальных представителей профессии, поэтому он пригласил несколько журналистов сыграть в эпизоде.

Реплик будет немного, один дубль снимается ракурс за ракурсом. Вот и все, что нам известно о предстоящих съемках. Выйдя из гримерки, приходим на съемочную площадку — и тут же узнаем, что роль военного журналиста сыграет актриса Ванесса Паради.

В съемочной группе поговаривают о том, что Шарунас Бартас любит снимать сцены с одного дубля: все дело в искренности, с которой мы производим первое впечатление. Что касается некоторого смешения художественного впечатления и кинодокументалистики, об этом режиссер высказывается так: «В игровую среду вплетаются реальные люди со своими рассказами, и вы даже не замечаете, что они не актеры. Мы хотим увидеть вблизи и показать миру, что происходит на рубеже огня и с солдатами, и с жителями тех мест, что попадают под оккупацию».

То, что происходит на съемочной площадке, напоминает сумерки реальности. Только представьте, что вас на двое суток закрыли в одном помещении с людьми, которых вы видите впервые. Жалюзи закрыты, телефоны выключены – и неясно, что сейчас за окном — ночь или день. На площадке слышны разговоры о культуре и театре, войне и творчестве, добре и зле. А мы не упускаем возможности спросить у Ванессы Паради о том, почему она решила принять участие в этом фильме:

Каждый человек вращается вокруг своей планеты, и у каждого свое видение этой ситуации. Но мы, французы, испытали на себе, что такое терроризм, и глубоко сопереживаем тем, кто сталкивается с этой трагедией. Меня пригласили принять участие в этом проекте и, хотя я не являюсь политическим лидером, я хочу таким образом выразить поддержку тем, кто живет в условиях терроризма, это происходит во Франции, в Сирии, в Украине, поэтому мы просто не можем оставаться безучастными.

— В кино приходится много ждать, — говорят нам профессиональные актеры, и это правда. Время от времени нас просят занять места около столиков, где и происходит действие. В то время как главные герои произносят реплики, нам нужно создать атмосферу журналистской вечеринки. Мы спрашиваем у режиссера об эмоциональном наполнении, но нам предлагают включиться в вольную игру. Идут часы, и от разговора о политической ситуации в стране мы переходим к обсуждению собственной жизни. Съемки раскрепощают, словно снимая какую-то защитную завесу, — и ты доверительно говоришь о том, что действительно важно здесь и сейчас.

К ночи, когда снимают общую сцену и крупные планы, артисты изрядно измотаны. Возможно, это неслучайно и является очередным режиссерским ходом, ведь, по сценарию, сцена происходит с героями, недавно посетившими дислокацию военных действий…

«Иней»: зима подойдет к концу

Фильм «Иней» — художественная импровизация о войне. Как и в любом артхаусном кино, здесь зрителя погружают в своеобразный транс, в котором каждый увидит свое. В свойственной режиссеру экзистенциальной манере здесь пойдет речь о едком тандеме жара и холода, которые проникают в сердца людей и заставляют метаться по лабиринтам призрачного существования.

Это фильм о поиске правды (где истина будет задыхаться в клубах дыма и полыхать огнем), о человеческой растерянности перед лицом катастрофы. О любви, что замерзает в безверии, и о зоне отчуждения… И о том, можно ли изменить мир к лучшему, когда земля горит под ногами, а в душу заползает пронзительный холод…

Ася Шкуро

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?