Индийская музыка: душа диктует партитуру

индийская музыкаСудьбу человека можно сравнить с музыкальным произведением — исполненным мастерски или спустя рукава, в мажоре или в миноре, с аккордами, ищущими разрешения. Почему же чья-то жизнь становится «Одой к радости», а чья-то — «Реквиемом по мечте»? 

Восточные мудрецы считали, что существуют два аспекта жизни. Как писал Хазрат Инайят Хан в книге «Мистицизм звука», в первом случае человека формирует окружение, а во втором он настраивает себя сам.

На Востоке есть прекрасная легенда о сотворении человека. Однажды Бог создал глиняную статую и велел душе войти в нее. Но душа отказалась, потому что не хотела быть стесненной телом. И тогда Бог сказал ангелам: «Будьте так добры, спойте, пожалуйста». Ангелы начали играть и петь, и душа ощутила счастье; в этом состоянии она вошла в тело, чтобы яснее слышать музыку.

Оказывается, среди множества музыкальных традиций есть одна — не привычная для европейского слушателя, но позволяющая «настроиться» так, чтобы жить независимо от принципов, навязываемых посторонними. Это индийская классическая музыка, медитативная и успокаивающая.

Индийская музыка: амрут богов

У индийских музыкантов есть особый инструмент — тампура, который перед концертом настраивают на один аккорд. Хазрат Инайят Хан поэтично отзывается об этом действии, имеющем сакральное значение: «Пока он [музыкант] настраивает тампуру, он настраивает свою собственную душу, и это имеет такое влияние на слушателей, что они могут его терпеливо ждать часто значительное время».

индийская музыка

Классическая индийская музыка связана с древнейшим гимном Самаведа. Считалось, что пропевание помогало запоминать священные тексты. Этот гимн могли исполнять только священнослужители, когда совершали ритуалы жертвоприношения и использовали сок сомы, смешанный с молоком. Символически пение должно было отображать суть нектара (или амрута), которую преподносили Богам.

Индийская музыка опирается на мелодическую форму, называемую рагой, и ритм (тал).

Индийская музыка: чувства и краски

Слово «рага» произошло от санскритского «краска» или «чувство». Рага способна вызывать определённые чувства в человеке, которые носят название «раса». Индийцы различают 9 видов раса: любовь, веселье, сочувствие, гнев, отвага, ужас, отвращение, изумление, покой. Рагу следует исполнять в определенное время суток, а иначе она может оказывать негативное воздействие на организм человека. Об этом рассказывает легенда о музыканте Тансене, который жил при дворе императора Акбар.

Однажды Акбар захотел послушать рагу «Дипак», которая обладала силой жара — и была способна зажигать лампы. Тансен предупредил императора о том, что это может быть небезопасно, однако Акбар настаивал на своём. Тогда Тансен начал исполнять рагу, и все лампы и свечи во дворце загорелись, однако самого музыканта бросило в жар, его тело загорелось. На помощь пришла дочь Тансена Сарасвати, которая запела рагу «Мегх Малхар» — и вскоре пошёл дождь, охладивший тело Тансена. Вот почему индийцы с особым вниманием относятся к выбору раги.

индийская музыка

Индийская музыка: в ритме времени

На санскрите индийская музыка изучается наукой, называемой «prestara», что значит: «математическое расположение ритмов и ладов». Тал, или ритм — это ритмически измеренное время. Звуки тала можно не только сыграть на музыкальном инструменте, но и проговорить. Прослушав голос учителя, ученик может сыграть это в качестве ритма. Аюрведа с помощью тала описывает ритм пульса, который бывает двух типов — ритмичный и аритмичный.

Ритмический такт, которым изобилует индийская музыка, отличается от европейского: он завершается не в конце, а в начале следующего, таким образом, музыкальные гармонии словно накладываются друг на друга.

Табла были изобретены во времена императора Акбара. Рассказывают, что раньше музыканты играли на большом продолговатом барабане — пакхавадже. Однажды два исполнителя соревновались в мастерстве, и один, не выдержав поражения, швырнул свой барабан на землю. Барабан разбился на две части, превратившиеся в табла и дагга. По другой легенде, пакхавадж разбил строгий гуру одного ученика, однако ученик поднял обе половинки с земли и поставил их вертикально. Так появились табла.

индийская музыка

Индийская музыка: свободный полет

В индийской раге отсутствует традиционная для Европы партитура — есть возможность импровизировать. Однако существуют требования, ограничивающие область импровизации. Если импровизатор «блуждает» где-то далеко от главной музыкальной темы, это исполнение уже не расценивается как классическая музыка. Быть музыкантом-виртуозом в Индии означает экстенсивную импровизацию без отхода от правил исполнения. Каждая из двухсот главных раг определяется  уникальной комбинацией тонов и акцентов, возрастания и затихания звука.

Индийская музыка подчиняется законам не только тонов, но и микротонов — шрути. Более того, в исламский период истории существовало подробное описание шрути, но сейчас оно затерялось, поэтому музыканты не могут назвать точное местонахождение шрути, а лишь извлекают их вслед за учителем, пользуясь слухом. Считается, что понять шрути для музыканта – дело его жизни. Из 22 существующих микротонов музыканты зачастую владеют лишь несколькими.

Индийская музыка: принцип учителя

Учителей индийской музыки называют пандитами, или гуру. Обучение подразумевало совместный путь учителя и ученика. Эту духовную связь символизировала нить, которую учитель повязывал на запястье руки ученика.

Независимо от того, на каком инструменте сыграна рага — на ситаре, сароде или саранге, она исполняется в несколько этапов. Сначала исполнитель как бы исследует рагу, расставляет акценты в своеобразной прелюдии — алаап. Изначально подготовительная часть могла затянуться до нескольких часов, но это утомляло неподготовленных слушателей, поэтому музыканты вынуждены были скорее переходить к середине. В следующих частях — джорх и джхала — исполнитель добавляет ритм. Солист и ударник импровизируют, время от времени повторяя друг друга.

индийская музыка

Музыкальные инструменты в Индии окружены ореолом таинственности. Так, рассказывают о том, что если в пустой комнате в углу поместить ситар, а напротив заиграет искусный ситарист, то другой ситар будет вибрировать с такой же частотой, как и первый. По легенде, первым продемонстрировал это Тансен. Император попросил его сыграть так, чтобы молчащий инструмент ожил. На это музыкант ответил, что единственный, кто может совершить это чудо, — его учитель. Так Акбар отправился с Тансеном в хижину великого гуру. В три часа утра учитель Тансена начал играть и петь — и Акбар увидел, как вибрируют струны безмолвного ситара, откликаясь на звуки другого инструмента.

Ася Шкуро

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?