Заха Хадид: растянуть рамки привычного пространства

Заха ХадидО таких, как Заха Хадид, говорят: «Путь, усыпанный цветами, никогда не приводит к славе», но эта женщина опровергла известное выражение. Ее работы захватывающие, сложные, не поддаются объяснению. Словно посланные из космоса вещи ХХI века.

31 октября 1950 год, Багдад, Ирак. В семье промышленника и одного из основателей Национальной Демократической партии Ирака произошло важное событие — родилась дочь, и имя ей дали Заха Хадид. Никто и предположить тогда не мог, что через добрый десяток лет малышка покинет родные стены, уедет в другую страну за мечтой, поломает каноны физики и геометрии и станет волной «девятого вала»…

Заха Хадид была ребенком с особым восприятием мира. В возрасте одиннадцати лет девочка, вернувшись из поездки в Англию, осознала, что не хочет идти в политику по стопам отца. Именно в Англии, вдали от родного дома, она поняла, насколько интересен и всеобъемлющ мир, если смотреть на него глазами архитектора.

Заха Хадид: «планета на собственной орбите»

В 1972 году, после окончания Американского Университета в Бейруте, Заха Хадид переехала в Лондон и поступила в школу Архитектурной Ассоциации. Преподаватели называли ее «планетой на собственной орбите», самым талантливым человеком из всех, кого им приходилось учить. Правда,  при этом вспоминали, что ей требовалась помощь при разработке второстепенных деталей, особенно лестниц, которые в ее студенческих проектах всегда упирались в потолок. Ее наставниками были знаменитые мастера Рем Колхаас и Элия Зенгелиса. Колхаас заметил в ней эдакую «эксцентричную чудачку» и в 1977 году пригласил девушку в свою мастерскую «ОМА», а уже через три года Заха Хадид основала собственную архитектурную фирму «Zaha Hadid Architects» в Лондоне.

Заха Хадид: ее радикальные решения

Было время, когда ее проекты признавались выдающимися, но чересчур радикальными, а архитектурные идеи — слишком сложными. Геометрия необычной формы, похожая на застывшие потоки и ледники, остроугольные скалы, космические кометы переворачивали представления о законах строительства. Несмотря на то, что оригинальность ее высказываний пугала инвесторов, Заха Хадид с упорством преобразователя не отказывалась от образно-художественных поисков.

В начале карьеры Заха Хадид терпела немало поражений.

Проект спортивного клуба «Пик» (1983) на холме над Гонконгом победил в международном конкурсе, но заказчик обанкротился; ее перевернутый небоскреб для английского города Лестера (1990) так и остался на бумаге.

В 1994 году Заха Хадид получила широкую известность в Великобритании, выиграв конкурс на проект Оперного театра залива Кардифф. Но застройщик испугался оригинальности ее дизайна и после полутора лет конфликтов отказался от проекта. Фантастические идеи имели большой успех и завоевывали высокие награды, но главного — инвестирования – долгое время так и не могли добыть.

Заха Хадид

Проект Оперного театра

За последние тридцать лет ее проекты изменили представление о том, что такое архитектура. При этом ей ничто не помешало стать в 2004 году первой и пока единственной женщиной-лауреатом Притцкеровской премии. Это раньше Заха Хадид сидела без заказов и с множеством невостребованных идей, а вплоть до нынешнего момента у этой женщины все было расписано до 2021 года. В возрасте 65 лет, 31 марта 2016 года, архитектора не стало, но ее идеи будут жить вечно.

Заха Хадид открыла горизонты, в которые может войти любой, придумывая альтернативные варианты созданной конструкции. Ее работы играют со зрителем, заставляют его желать и впитывать, представлять и узнавать новое.

Заха Хадид

Заха Хадид: «Я поверила в то, что здания могут висеть в воздухе»

Заха Хадид возводила мир по-своему. Ее знают не только как архитектора, но и как дизайнера интерьеров и выставок, она создавала инсталляции, театральные декорации, выставочные и сценические пространства, обувь, картины и рисунки. Её работы хранятся во многих музейных коллекциях, например, в MoMA, Немецком музее архитектуры во Франкфурте-на-Майне (DAM).

Заха Хадид

К знаменитым работам этого архитектора принадлежит пожарная станция Vitra, Вайль-на-Рейне, Германия, 1993, но особого внимания заслуживает «Центр современного искусства» в США. Это сооружение можно назвать вертикальной улицей: большие бетонные плиты мостовой плавно перетекают в пол вестибюля, пространство которого отделено от улицы только тонким стеклом.

Заха Хадид

Пожарная станция Vitra

Затем Заха Хадид построила 170-метровую стеклянную башню с офисными помещениями, трехэтажную галерею и шесть жилых домов в Милане, небоскреб в Марселе и другой — «лежащий», похожий на упавшее дерево, — в Монпелье, железнодорожную станцию в Неаполе, «танцующие башни» в столице ОАЭ Дубаи, Оперный театр в Гуанчжоу (Китай, 2003), Комплекс для водных видов спорта в Лондоне, Фуникулёр Nordpark в Австрии, Музей искусства Мичиганского университета Эли и Эдит Брод, Экспоцентр в Москве, Центральное здание завода BMW в Лейпциге и т. д. Также Заха Хадид придумывала различные интерьерные решения, например, такие как «Masterplan» — деталь интерьера здания в районе Kartal в восточной части Стамбула (Турция) или ее работа «Сталактиты», сделанная из фибергласса с тщательной полировкой форм.

Заха Хадид

Экспоцентр в Москве

Заха Хадид — автор нескольких коллекций мебели. Её наиболее известные работы в области мебельного дизайна — светильник Chandelier Vortexx, и кресло Cristal, выполненные для Sawaya&Moroni. Своими работами она заставляет человека думать, находить ассоциации и понимать, что нет предела совершенству и что все в этой жизни возможно.

Заха Хадид

Vortex Chandeliers

Заха Хадид

Кресло Cristal

Великая Заха Хадид не стеснялась работать с кем-то в паре (совместная работа с давним компаньоном Захи Патриком Шумахером. Инсталляция «Orchis». Полиэтилен и глянцевая обработка поверхности).

Так Заха Хадид стала главной фигурой в «звездном параде», шагающем в историю архитектуры ХХI века.

Заха Хадид

Заха Хадид и текучее пространство ее идей

Говоря о всемирно известном архитекторе, невозможно не упомянуть о ее идее воплощения в архитектуре внутренней и внешней форме воды. Проект первого этажа Puerta America стал яркой реализацией идеи текучести и волнообразности линий.

Заха Хадид

Она смогла создать пространство, в котором невозможно увидеть границы стен, потолка, пола, мебели, — все это представляет собой одну непрерывную поверхность. Каждый элемент обладает изгибом, чистота линий подчеркнута выбранным для оформления белым цветом. Монохромность пространства поддерживает образ единой структуры от пола до потолка, где все объемы и предметы органично перетекают друг в друга, визуально словно отрицая, что стены и мебель созданы все же из твердых материалов, а не из некой фантастической непрерывно струящейся жидкой массы. Замечательное, оригинальное видение. «Каждый мой проект — это своего рода ландшафт. В проекте обязательно должна присутствовать значительная доля странного», — говорила Заха Хадид. И с этим трудно поспорить. Ведь у этой женщины не бывало повторений и обыденных идей.

Виктория Журавель

Author: Admin
Tags

Comments (1)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?