Законы рыцарских времен

Законы рыцарских временО Средневековье часто говорят как о жестокой эпохе, которая все же оставляла надежду на подвиг. Рыцарь и его Прекрасная Дама, самопожертвование во имя Любви, честь превыше всего — такие образы всплывают в памяти, когда мы думаем о рыцарских временах. Предлагаем поговорить о традициях, присущих рыцарской среде, но выходящих за рамки стереотипных силуэтов.

Рыцарские обычаи: обряд посвящения

Сказки и легенды предлагают современному человеку самую правильную модель действительности. Для того, чтобы получить то, чего не имеешь, нужно пройти через серьезные испытания. Истории посвящения в рыцари — символическое продолжение народных сказок, где герою нужно доказать свою ловкость и смелость, а лишь потом «жениться на принцессе». Однако обряд посвящения, в отличие от сказок, имеет реальную подоплеку. И местные особенности.

Законы рыцарских времен

Иллюстрация из сборника стихов «Carmina Regia», посвящённого Роберту, королю Анжуйскому (ок. 1335-1340 гг.)

«Римский обрядник» сохранил положения, согласно которым будущий рыцарь, имевший римское происхождение, должен был искупаться в розовой воде и спать на постели, сооружённой прямо на сырой земле. Облаченный в одежды, расшитые золотыми аппликациями, он проводил следующую ночь в церкви, предаваясь молитвам. Впрочем, эта участь ожидала всех претендентов на гордое звание рыцаря, вне зависимости от происхождения. А наутро всем будущим рыцарям предстояло пройти церемонию посвящения.

Благодаря кино и художественным полотнам мы часто представляем, что рыцарями становятся в момент возложения меча на плечо посвящаемому. Но так происходило не всегда и не повсеместно. Чаще всего в рыцари возводили «суровой в своей простоте», как выскажется один из историков… чем бы вы думали? Затрещиной! Либо подзатыльником. В других случаях оплеуху заменял удар мечом по спине. Это своеобразное напоминание об обещаниях, данных посвящаемым, и о той громадной ответственности, которая отныне на него возлагается. Кроме того, это единственная пощёчина в жизни рыцаря, которую он может снести, не отвечая на неё.

Французский юрист XIII века Филипп де Бомануар упоминает забавную историю, связанную с посвящением в рыцари. Как-то раз в провинции Бовези случилось необходимости составить один правовой акт. Для его подписания требовалось четыре свидетеля-рыцаря, в то время как рыцарей было только трое. Тогда эти трое решились пойти на ухищрение. Встретив обычного простолюдина, «зажиточного человека, направляющегося по своим делам», они, как повествует де Бомануар, дают ему оплеуху и заявляют: «Будь рыцарем!». Разумеется, такое посвящение не могло быть зачтено, и открывшийся в скором времени подлог помешал исполнению мошеннических планов. Но дело было не в том, что дополнительные элементы церемонии не были соблюдены. Суть обмана крылась именно в дурных намерениях посвящающих. Будь их побуждения чисты, простолюдину могло «привалить счастье» выйти в рыцари от одного удара ладони.

Другой занимательный факт содержится в утверждённом в 1120 году уставе Ордена Иоаннитов, среди членов которого, помимо служителей и капелланов, числились также и рыцари, оказывавшие защиту странствующим паломникам. Один из пунктов документа гласит: «В том порядке, в котором вступали в Орден, пусть братья ходят и садятся». Картинка вырисовывается весьма причудливая…

Любовь, стремящаяся к преклонению

Идёт IX век. Наблюдая зарю становления рыцарского сословия, давайте ненадолго отвлечёмся и сосредоточим взор на том, как на фоне этой зари величаво парит сокол… Сокол в те времена был в особом почёте. Эта ловчая птица отличалась ловкостью, смелостью, грациозностью и лёгкостью — его было удобно носить на руке. Поэтому сокол стал не только преимуществом владельца на охоте, но и своеобразным атрибутом западноевропейских дворян, бравших птицу с собой на приёмы, в путешествия и даже на церковные службы. Статус птицы был так велик, что дворянин, оказавшись в плену, мог выкупить свою свободу, отдав взамен себя двух невольников, однако пожертвовать своим соколом — никогда!

Законы рыцарских времен

«Венера, сидящая на радуге» — иллюстрация из книги Кристины Пизанской «Послание Офеи Гектору» (1400 год)

Но вот мы перемещаемся в XIV век — время, когда «классическая» культура рыцарской среды клонилась к закату. В середине столетия итальянец Джованни Боккаччо пишет знаменитое произведение «Декамерон». Одна из новелл сборника весьма красноречиво отражает отношение рыцарей к дамам своего сердца, а также к птицам, некогда высоко ценившимся. Сюжет «Новеллы о соколе» следующий. Влюблённый рыцарь проматывает состояние, ухаживая за возлюбленной дамой, которая, будучи замужней (что, кстати сказать, соответствует предписаниям игры в куртуазную любовь), не может на них ответить. Всё, что у рыцаря в итоге остаётся, — пустое, захудалое имение да верный сокол. Через время супруг дамы умирает, а ребёнок тяжело заболевает. И женщина отправляется к своему воздыхателю с просьбой отдать своего сокола ей в дар, ведь он сможет послужить хоть небольшим утешением её несчастному сыну. Но, прежде чем озвучить главную просьбу, она просится к нему отобедать. Герой же, не имея ничего «в закромах» и боясь ударить в грязь лицом перед возлюбленной, подаёт на стол… своего сокола. Эта история явственно отражает сдвиг, произошедший в понимании рыцарем настоящей, «правильной» любви: любовь была возведена в культ и требовала полнейшего смирения. Рыцарь должен был выполнять любую прихоть, доходя порой в своём стремлении угодить своей избраннице до полнейшего унижения. Но это в то же время и значило оставаться человеком чести.

Законы рыцарских турниров

А напоследок приведем ещё несколько небезынтересных указаний и фактов, имевших место на полях рыцарских турниров. Например, поскольку на таких мероприятиях запрещалось наносить увечья, была учреждена своего рода отдельная должность — почетный рыцарь. Этому выбираемому дамами беспристрастному наблюдателю следовало иметь при себе шарф или копьё с прикреплённым на его острие специальным значком. И если почетный рыцарь касался каким-то из этих реквизитов одного из участников поединка, соперник должен был дать тому отдышаться. Состязаться могли лишь рыцари, представляя того или иного короля или принца. Тем не менее атмосфера турниров, видимо, так захватывала, что некоторые произведения на сатирический манер пересказывают, как сам принц мог переодеться рыцарем, дабы иметь возможность поучаствовать. Не только и не столько ради получения денежного вознаграждения, столько ради воздаваемых победителю почестей. Проигравших же всегда ждала весьма постыдная участь: как пишет Жюст Жан Руа, разбитые и посрамлённые, они отправлялись в лес, откуда возвращались уже без оружия и коня.

Евгения Гавриленко

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?