Украинский пианист и композитор Евгений Хмара представил новую программу «Колесо жизни» 5 марта в Днепре. Совместно с режиссером шоу Германом Неновым, а также дирижером и первой скрипкой Украины Святославом Кондратьевым Евгений Хмара подарил зрителям музыкальную философскую притчу.
Перед представлением он делился посланием своих композиций: «Благодаря музыке я познаю мир: путешествуя, совершая открытия, переживая каждое событие, трансформируя пережитые чувства в последующие произведения. Это история взросления, которая будет интересна всем поколениям». А после музыкальной постановки в интервью для журнала «Хороший вкус» Евгений Хмара рассказал о творческих планах, как он видит дальнейшее развитие украинской культуры и какие шаги приходится предпринимать для того, чтобы достичь успеха.
— У каждой эпохи есть какое-то определение музыкального стиля. Какой жанр свойственный нашей эпохе?
— Рок. Это эпоха перемен, очень много изменений происходит в наше время, мы успели пережить два кризиса— в нынешнем и прошлом столетии, например, две мировые войны. Поэтому мне кажется, что это все-таки рок.
— Расскажите, пожалуйста, о том, какие благотворительные проекты вы поддерживаете?
— Самый последний проект был удивительным, таким, о котором я давно мечтал.
Но сначала расскажу предысторию. Не секрет, что музыка имеет влияние на воду, а человек состоит из воды на 80 процентов. Музыка воздействует на клетки организма, структурирует их, поэтому при помощи музыки можно лечить болезни, физические и ментальные. Подобное направление получило название музыкотерапии. Я очень сильно верю в нее, и у меня была мечта провести концерт для детей с особыми потребностями.
Совсем недавно, благодаря «Фонду соціального захисту» у меня это получилось. Мы сделали концерт, абсолютно аншлаговый. Присутствовали только дети взрослые, которые нуждаются в нашей помощи, и при этом происходило нечто удивительное, что невозможно описать словами. Поэтому, если говорить о самых запоминающихся концертах, которые поднимают состояние духа и благотворно воздействуют на аудиторию, я бы выделил именно этот.
А вообще об аспекте благотворительности я не очень люблю говорить, потому что считаю, что ее нужно просто делать. Я не сторонник того, чтобы трубить об этом налево и направо.
— Вы часто исполняете гимн Украины за рубежом. Какое выступление стало самым значимым для вас?
— Все выступления интересны и созданы в необычном формате, потому что приходится исполнять гимн Украины где-то за границей — на вокзале, в метро, в аэропорту. Играешь, собирается множество людей. Самое удивительное, что многие иностранцы уже сейчас знают наш гимн, поэтому мелодией их не удивишь. Но я должен сказать, что начал делать это гораздо раньше, до популизма на эту тему. Около четырех лет назад мы выкатили белый рояль на площадь Киева и решили сыграть для проходящих мимо людей. Этот перформанс мы закончили гимном. Вот так и появилась идея играть гимн в других странах.
Если говорить о мечте, то мне бы очень хотелось сыграть гимн Украины на острове Пасхи, самой отдаленной части земной суши.
— Чем отличается уличная музыка в Украине от аналогичной тенденции за рубежом?
— Во-первых, для того, чтобы играть в нью-йоркском или парижском метро, музыканты проходят серьезные кастинги, и это о многом говорит. Это настроение, культура и одна из вечных вещей, в моем представлении. Проходят политические трения, заканчиваются войны, но после нас остается культура. Она запечатлена в разных источниках — в концертах, фотографиях, записях, литературе, кинематографе и, конечно, в том, что мы называем уличной музыкой. Поэтому здорово, что в Украине это направление развивается, но нам еще нужно пройти какой-то этап для того, чтобы приблизиться к музыкальной культуре, существующей в Европе.
— Насколько сложно популяризировать инструментальную музыку в Украине?
— Я не буду скрывать, что это трудно. Порой мне приходится тратить на это по двадцать часов в сутки, создавая шоу. На самом деле, иногда мы выбиваемся из сил, так как каждый год мы делаем новое шоу. По меркам шоу-бизнеса, это неправильно: как правило, артисты презентуют новую программу хотя бы раз в три года. Но мы сознательно взяли такой темп, потому что видим прогресс. Когда мы поехали в первый тур, на концерт пришло немного людей, а на сегодняшний день мы собираем полные залы.
— Классическая музыка считается более сложной для исполнения. Как вы находите грань между простыми для восприятия инструментальными мелодиями и монументальными композициями?
— Я сразу скажу, что у меня не классическая музыка. Это авторские композиции, и я абсолютно убежден в том, что классической можно назвать лишь ту музыку, которая прошла проверку временем. Поэтому у меня никогда не повернется язык назвать свою музыку классической. Если говорить о стиле, то это – нео-классика. И мы делаем первые шаги в этом направлении, протаптываем тропинку инструментальной музыки в Украине, но я верю в будущее и в то, что в нашей стране это становится все интереснее. Я думаю, что через десять лет эта музыка обретет совершенно другой формат.
Беседовала Ася Шкуро