Дон Жуан меняет маски

Дон ЖуанКоварный обольститель, ироничный балагур, влюбчивый мечтатель, чудной добряк в поисках идеала — кто такой Дон Жуан и в чем секрет его популярности? Ответ на эти вопросы в своих произведениях искали более ста сорока писателей, поэтов и драматургов. Однажды образ Дон Жуана привлек внимание Бориса Барского и Георгия Делиева, известных по одесской комик-труппе «Маски». Знаменитая пьеса приобрела необычное звучание, соединила черты светлой love story и острых социальных миниатюр.

Спектакль «Дон Жуан» состоялся в днепропетровском ДК Машиностроителей 14 февраля благодаря настоящим ценителям хорошего юмора — концертному агентству «Квартал Концерт» и билетному оператору №1 в Украине «Karabas».

Дон Жуан: любовь бывает комичной?

Что вам приходит в голову, когда вы вспоминаете Дон Жуана? Мужчина, не любивший легких побед, но разбивавший сердца налево и направо? Хитрый соблазнитель, после ухода которого брошенные женщины умирали от горя, уходили в монастыри? Убийца командора, низвергнутый статуей в ад? Трагично до наивности — решили Делиев и Барский — и принялись творить нечто совершенно иное.

В интерпретации «Масок» Дон Жуан — искатель приключений, решающий соблазнить Донну Анну, дочь старого командора дона Гонсалеса де Ульоа. Однако памятник командора оживает, чем приводит в ужас смельчака — когда Дон Жуан теряет сознание, Донна Анна видит на его теле знакомую родинку. Оказывается, Дон Жуан — ее блудный сын!

Перед создателями стояла непростая задача — отступить от привычного варианта пьесы, хорошо знакомого публике. Так в постановке появляется просторечие, смешиваются стили и даже произведения. Зритель удивлён присутствием шекспировских героев — гробокопов, которые обретают в «Дон Жуане» другую жизнь, совершенно непохожую на гамлетовский вариант. А все — ради того, чтобы представить социально-сатирическое начало — и «поиграть» с публикой, изредка выходя из роли.

Гробокопы с легкостью забывали о том, что действие происходит в XVI веке, и «переключались» на обсуждение актуальных проблем. Так появляется история о чиновнике, который решил напиться таблеток — но не рассчитал с дозой; затем сбросился со скалы, а внизу, к несчастью, было море, и его спасли. Когда неудачника-самоубийцу везли в экипаже, он приказал всем долго жить и бросился под колеса. Нужно ли сделать исключение и похоронить его с почестями на кладбище? —эта животрепещущая тема всерьез занимала гробокопов: еще бы, ведь обычному смертному подобные церемонии вряд ли светят. А затем делают вывод, что все-таки стоит — ввиду его значительных заслуг.

Дон Жуан

Особый восторг в зале вызвали совершенные с технической точки зрения трюки и театральные спецэффекты — любой необычный ход зрители встречали бурными овациями. А ведь действительно, было чем восхищаться: один взмах руки управляет полетом цветов, статуя прекрасной девушки внезапно распадается на пять частей… Что уж говорить о реакции зрительного зала, когда статуя пустилась в пляс!

Дон Жуан

Приятным сюрпризом для зрителя стало разнообразие танцев, хореографом-постановщиком каких является Павел Ивлюшкин: танец робота — статуи Командора, индийский перфоманс в исполнении Натальи Бузько и многое другое. Особенно повезло сидящим на первых рядах: если в жизни вам не хватает изумительных приключений, вы пришли точно по адресу. Например, кто бы мог подумать, что одна из самых красивых артисток Украины упадёт на вас во время своего монолога, ничуть не стеснённая присутствием вашей спутницы. А гробокоп предложит вам подержать лопату, чтоб ему было удобнее читать профессиональный гимн.

Кто смеется, когда Дон Жуан плачет?

Георгий Делиев считает не лишенным смысла стереотип заплаканного Пьеро, которому приходится носить веселую маску на публике. Люди склонны излишне драматизировать собственную жизнь, придавать важность себе и игнорировать проблемы других. Если вовремя не «снизить» важность момента, человек возгордится и примется отрицать все, кроме собственных — «великих» — убеждений. Именно с этой проблемой и работают комики из «Масок-Шоу»: готовясь к постановке, актеры проживают самые тяжелые эмоции — а потом демонстрируют их как забавное зрелище.

Кстати, такой театральной традиции — почти пятьсот лет. Актеры театра «Маски-Шоу» являются продолжателями принципов комедии дель-арте. Что это за жанр и почему он актуален в наши дни?

Дон Жуан

… В середине XVI века в Италии зародился новый вид площадного театра — комедия дель арте, или комедия масок. Кожаная маска являлась главным атрибутом в образе актёра. Как правило, лицедей выбирал свое единственное и неповторимое «обличье» в начале карьеры и больше с ним не расставался. Чёткого сценария не было – лишь схематично обозначалась сюжетная линия, и актёр сам решал, какие эмоции показать, как поступить в конкретной ситуации. Вот почему такие постановки называли театром импровизаций. К концу XVIII веков комедия масок изжила себя, а отдельные ее черты – пантомиму и мелодраму — перенял западноевропейский театр.

Выбирая между комедией характеров и комедией положений, «Маски» выбирают последнюю. Комедия характеров высмеивает отрицательные черты в людях, а смех в зале разражается просто потому, что все любят посмеяться над другими. С комедией ситуаций история обстоит по-другому: действие принимает крутые ходы, и чем острее неожиданность, тем веселее выглядит спектакль в глазах зрителей.

Дон ЖуанТруппа «Маски» играет по всем законам импровизации — а вернее, ломает каноны и умозаключения, которые мы усердно выстраиваем в голове. Комедия «Дон Жуан» показана в абсолютно другом стиле, нежели классическая версия. Но именно этим она и привлекает нового зрителя.

Ольга Белоус и Ася Шкуро

Фото — Анастасия Плющева, Мария Хохлова

Больше фотографий со спектакля смотрите в нашем фотоотчете!

Дон Жуан151599543Дон ЖуанДон ЖуанДон ЖуанДон ЖуанДон Жуан

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?