Джон Кейдж: услышать то, чего никто не слышал

 «Если мы отделяем музыку от жизни, получается искусство», — так говорил композитор Джон Кейдж, представлявший авангардный взгляд на мир музыки. Основатель метода алеаторики, допускавшего спонтанное чередование ритма, штрихов и тембра, Джон Кейдж — американский композитор, музыковед и философ, выступавший за неординарное использование музыкальных инструментов. Его творчество открыло для многих двери восприятия музыки, поэтому интерес к  этому композитору и его музыкальной концепции не гаснет уже долгое время. Мы хотим познакомить читателей с одним из необычных произведений этого музыканта — пьесой «4”33».

Путешествуя по Европе, Джон Кейдж взялся за сочинение музыки, решив бросить учебу. По возвращению в Америку, Кейдж несколько лет изучал нотное мастерство у крупнейшего представителя музыкального экспрессионизма — Арнольда Шёнберга. Развивая способность к написанию музыки, Джон Кейдж все больше интересовался познанием звука. В 1938 году Кейдж занялся преподавательской работой, он сотрудничал с танцевальными труппами, стараясь уловить философию ритма. Следствием экспериментов того времени стало создание «расширенного» инструмента — «модифицированного пианино», в струнах которого закреплены «посторонние» предметы, позволяющие исполнителю имитировать перкуссию — это ряд ударных инструментов, не входящих в состав классической ударной установки. Звук как вибрация все больше увлекал композитора. В 1937 году Джон Кейдж писал: «Я думаю, что шум как материал для создания музыки будет использоваться все шире, и в конце концов мы придем к созданию музыки с помощью электрических инструментов, благодаря которым все слышимые звуки станут доступны композиторам… Звук есть вибрация, а на нашей Земле вибрирует все. По этой причине на Земле нет предмета, который нельзя было бы слушать».

Кейдж увлекся дзен-буддизмом, что помогло развитию его музыкальной теории. В одной из первых восточных книг, прочитанных Кейджем во время духовных поисков, он обнаружил необычные строки. В них говорилось: все религии мира похожи, как воды озера, из которого с разных сторон пьют люди, чтобы утолить свою жажду. Они называют воду разными именами, и эта вода, оставаясь привычной субстанцией, имеет для них разный вкус. Этой водой для Кейджа стала музыка.

В 1952 году Джон Кейдж сделал неожиданное открытие: «Я услышал, что тишина это не отсутствие звука, а действие моей нервной системы и циркуляция крови». Эта мысль привела его к созданию пьесы «4”33». В это время уже появились «Белые полотна» Роберта Раушенберга, пытавшегося отобразить незримое. И композитор решил развить эту идею в музыке. Одним из главных принципов творчества Кейджа стала случайность. Истоки её следует искать в древнекитайском трактате И-Цзин — «Книге перемен», по которой можно было гадать с помощью подбрасывания монетки или веточки тысячелистника. Именно этот способ постижения реальности и повлёк за собой создание творческого метода, основанного на принципе случайного. Эта концепция стала предтечей алеаторики — метода сочинения музыки, при котором часть процесса создания музыкального произведения (включая и его реализацию) подчинена более или менее управляемой случайности.

 Пьеса «4”33» — это 4 минуты 33 секунды тишины. В то время публика не поняла, что вообще происходит. Одни свистели от злости, другие вовсе вставали со своих мест и уходили.  А истина была в том, чтобы воспринять звуки окружающей среды, слышимые во время исполнения, как музыку. Джон Кейдж хотел, чтобы это сочинение было свободно от его симпатий и антипатий, потому что считал, что музыка должна быть свободна от чувств и мыслей композитора: «Я знал и хотел привести других к пониманию того, что звуки, их окружающие, создают музыку более интересную, чем та, которую можно услышать в концертном зале. Меня не поняли. Такого понятия, как тишина, не существует. То, что слушатели приняли за тишину, потому что не умели слушать, было полно случайных звуков».

В течение последующих сорока лет, он увлекался графическими формами изображения звука, текстом как способом изображения звука, и развивал концепцию хэппенинга. Это форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет, в отличие от перформанса, чёткого сценария. Одна из задач хэппенинга — преодоление границ между художником и зрителем.

Джон Кейдж был великим экспериментатором. При исполнении пьесы «Etcetera» оркестром должен дирижировать не один человек, а трое. В «Etcetera 2/4 Orchestras» четыре дирижера позволили участникам оркестра покинуть состав и играть соло. В «Квартете» каждый музыкант — солист. «В каждой новой работе я ищу то, чего не использовал ранее. Моя любимая музыка та, которую я никогда не слышал. Я не слышу музыку, которую пишу. А пишу я музыку затем, чтобы услышать то, чего еще не слышал».

Конечно же, творчество Кейджа не могло не оказать влияния на развитие современной музыки. Филипп ГлассБрайан Ино, Tangerine Dream и множество других известных музыкантов вдохновлялись сочинениями Джона Кейджа. Творчество Джона Кейджа произвело впечатление на многих любителей мелодичного восприятия действительности. И теперь, слушая тишину, мы воспринимаем ее как музыку жизни.

Кристина Горетова

 

 

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?