Кризис окончен, да здравствует кризис

Говорят, большой бизнес — это аквариум  с акулами. Российский бизнес, в этом случае, — аквариум с пираньями: более зубастый и голодный, чем западный, который успел запастись жирком в светлые докризисные времена, и в то же время — более мелкий. Украинский бизнес — заводь с мальками и парой-тройкой крупных особей.

На Forum One Ukraine, состоявшемся в Киеве 30 апреля 2015, западные акулы и российские пираньи учили мальков принципам выживания в международной акватории. В цикле публикаций, посвященных этому мероприятию, мы расскажем о самых интересных моментах, которыми во время форума с публикой делились Джон Вон Эйкен, Габор Джордж Барт, Фредерик Харен, Бен Сандерс, Юрий Сусляк и сэр Ричард Бренсон.

Кризис оконченДжон Вон Эйкен, американский эксперт по кризис-менеджменту, уверен: кризис  стал новой нормой для глобальной экономики. Несмотря на то, что некоторые рынки и страны улучшают свои показатели, одновременный рост всех мировых экономик отошел в прошлое. Кризис  можно расценивать как угрозу, а можно — как возможность, и второй подход более конструктивен.

Большинство стратегий  по преодолению кризиса — оборонительные. Стремление сохранить свою долю рынка естественно, но разрушительно. Реактивные действия в цейтноте чаще всего не дают желаемого эффекта. Вместо того, чтобы защищаться, нужно проактивно искать и создавать новое — продукты, услуги, рыночные ниши.

Однако атакующая тактика подходит не всем. Питер Друкер, известный стратег маркетинга, убежден: если вы номер один на рынке — вам нужно обороняться и атаковать себя новыми продуктами, которые не конкурируют с другими вашими товарными позициями. Для второй и третьей компании подойдет тактика  атаки на лидера, а всем остальным остается отсиживаться в обороне, не распыляя собственные ограниченные ресурсы.

Как найти новую возможность в условиях стагнации рынка?

Вон Эйкен предлагает задать два вопроса: 1) какие цели вы преследуете? 2) Куда это может привести? Находить новые возможности проще, когда вы думаете о том, куда хотите прийти, а не о том, где вы были до кризиса.

Выживание во время кризиса зависит от того, как вы отвечаете на вызовы рынка. Когда вы находите новую возможность для своего бизнеса, вы даете людям надежду. По Вон Эйкену, именно надежда в кризисное время отличает победителей от проигравших.

Кризис — это время, когда настоящие лидеры могут проявить себя. Настоящий лидер во время кризиса наблюдает за рынком, задается вопросами, прислушивается к окружающим и экспериментирует. Только так можно увидеть те преимущества, которые  предоставляет кризисное время.

С приходом японских компаний на рынок блоков памяти Энди Гроув, CEO Intel, столкнулся с серьезной проблемой: бизнес, с которым ассоциировалась его компания, перестал приносить ей прибыль. Каждый покупатель, каждый сотрудник компании знал: говорим Intel — подразумеваем блоки памяти, говорим блоки памяти — подразумеваем Intel. И вдруг все изменилось. Рынок стал более конкурентным, себестоимость производства блоков памяти в Японии была несравненно ниже, чем в США. Единственным решением проблемы был отказ от производства убыточных блоков памяти и переориентация на высокомаржинальный и не освоенный японцами рынок микропроцессоров. Увидеть такую возможность и воплотить ее в жизнь мог только настоящий лидер, который вовремя услышал тревожный звоночек от рынка и не побоялся экспериментировать с новыми продуктами.

Как управлять возможностями в период кризиса?

  1.  Ведите за собой. Вдохновляйте людей большими идеями, тщательно планируйте действия в период нестабильности, поступайте правильно, а не «справедливо» (например, лучше сократить количество сотрудников, чем оставить его неизменным и уменьшить всем зарплату).
  2.  Управляйте процессами. Контролируйте процессы в компании, а не людей, которые их выполняют. Привлекайте сотрудников и клиентов к усовершенствованию процессов. Постоянно улучшайте процессы.
  3.  Найдите возможности для роста. Приведите в порядок базы клиентов, узнайте, что их действительно интересует, создавайте добавочную стоимость, вместо того, чтобы понижать цены.
  4.  Отслеживайте, куда движется ваш бизнес. Станьте «компанией-звездой» для своих клиентов, управляйте своими клиентскими базами и активностями в соцсетях, используйте CRM — это не база данных, а способ монетизации «движений», которые совершают ваши клиенты.
  5.  Используйте технологии. Перестаньте притворяться, что ваш бизнес — особенный и не имеет отношения к digital-сфере. Никогда не отдавайте в разработку сторонним компаниям ключевые бизнес-процессы. Становитесь мобильными — или умрете.

Заботьтесь о людях. Будьте честны в отношениях с людьми — клиентами, сотрудниками, конкурентами. Во время кризиса обучайте сотрудников. Используйте возможности поколения Y — живущие в сети могут развить в ней ваш бизнес.

Кризис окончен? / Шпаргалка от Вон Эйкена

Кризис — время, когда люди и компании принимают решения о множестве возможностей, которые их окружают

Опорная точка бизнеса — понимание того, как устроен мир, и умение извлечь из этого максимальную выгоду (леверидж)

Максимальная выгода — увеличение заработков с минимальными затратами или вообще без затрат

Продолжение следует…

Анастасия Ковалева

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?