Детские хобби: в поисках Хоббитона

Детские хобби

Хоббитон — так называется фантастическое местечко на ферме, где снимали фильм «Властелин колец». Сказочная идиллия доступна не только жителям и посетителям Новой Зеландии: по лазейкам собственного Хоббитона проходит каждый ребенок, постигающий мир.

Одна из истин психологии гласит: ребенок является копией собственных родителей. Отцы и матери шалунов не согласны: дескать, мы не учили детей ничему плохому, грубых слов они во дворе «нахватались», в теле-шоу насмотрелись, в школе наслушались. Однако факт остается фактом: зачастую дети во всем копируют поведение и увлечения собственных родителей. 

В книге «От двух до пяти» Корней Чуковский — внимательный слушатель детских рассказов — приводит забавный пример: девочка по имени Ляля обнаружила мамины духи и комментирует: «Я вся такая пахлая, я вся такая духлая». На вопрос мамы, как же так — взрослые вещи — и без спроса, трехлетний ребенок отвечает: «Я, мамочка, красавлюсь».

В это время другой ребенок делится с другом семейными «тайнами»:

« Моя бабушка ругается все: черт, черт, черт, черт.

— А моя бабушка ругается: гошподи, гошподи, гошподи, гошподи!»

Наверное, каждый родитель в детстве записывал высказывания своего ребенка, от которых вся семья ухахатывалась, сползая под стол. Или краснела, когда любимое чадо, разглядывая гостя, изрекало: «Мама, смотри, он же не ест, как лошадь!»

… Работая в детском лагере, по словам ребенка мы часто угадывали психологические портреты родителей. Рассказываем сказку о принцессе, которую похитил страшный дракон и предлагаем придумать концовку. Вполне предсказуемый для нас эпилог, когда появляется принц / приходит отец / дракон становится добрым, семилетняя Аня видят по-другому.

— А давайте в конце дракон оторвет девочке голову!

И дело совсем не  в кровожадности нашей подопечной. Просто ее отец часто приходит домой в нетрезвом состоянии — со всеми вытекающими последствиями.

Как возникает подражание? Эрих Фромм в эссе «Любовь между родителями и детьми» утверждает: рождение по своей сути — то же, что и смерть: ребенок приходит из небытия в физический мир, но лишен тревоги, которая могла бы сопровождать отделение от матери. Хотя дитя уже не находится в утробе, оно познает мир и делает первые шаги именно с помощью родителей, которые постоянно присутствуют рядом. Уже на этом этапе подражание внедряется в детскую психологию.

Помню, как десятилетняя младшая сестра, подражая моей деятельности, однажды тайно позаимствовала (чтобы не сказать: стащила) мой диктофон, чтобы взять интервью у дежурной в музыкальной школе, а потом разыскивала по соцсетям актеров, надеясь пообщаться со «звездами».

Детские хобби: эволюция

Родители с рождения являются источником безопасности ребенка, их любовь не нужно заслуживать. Постижение безусловной любви — изначального чувства, свободного от привязанностей и условностей — удел маленьких детей. Дальше, по классификации Фромма, наступает период творчества. Созидательная энергия эквивалентна любви, и ребенок впервые задумывается о том, чтобы заслужить любовь — но использует не манипуляции или ухищрения, а именно творчество: «Ребенок начинает думать о том, как бы дать что-нибудь матери (или отцу), создать нечто, чтобы порадовать: стихотворение, рисунок, поделку». Таким образом, Фромм приравнивает желание приобрести хобби или научиться чему-то новому к любви, воплощенной в материальной форме.

Могут ли дети создавать великие произведения искусства?

Творчество граничит с культурой, которая, как известно, является идеей, выраженной в материальном виде. Несмотря на физическую составляющую, творчество является не просто продуктом труда, но образом мышления.

Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок стал выдающимся спортсменом, бегайте с ним по утрам, а если мечтаете в будущем любоваться собственным портретом в его исполнении, возьмите кисточку и наносите первые краски на холст грядущей жизни.

Необычные детские хобби

Принцип «Невозможное возможно» демонстрируют дети-гении: так, основоположник математического анализа Мария Агнесси в детстве говорила на нескольких языках, а у изобретателя системы счисления кватерниона Уильяма Гамильтона этот показатель перешагнул число 14. А вот математический гений Уильям Джеймс Сидис умел читать до двух лет, обладал IQ 300 и поступил в Гарвардский университет в возрасте 11 лет. Математик и философ Блез Паскаль, по собственному выражению, достиг великолепных результатов благодаря «раннему старту»: уже в 12 лет он решал сложные геометрические задачи, а в 16 лет предложил теорему собственного сочинения и вращался в кругу знаменитых французских математиков.

Есть и современные примеры: вундеркинд из Индии, Акрит Ясвал, поступил в медицинский колледж в двенадцать лет, а первую операцию провел в возрасте семи лет: тогда он оперировал девочку, пострадавшую в результате ожога. Сейчас 19-летний Акрит мечтает изобрести лекарство от рака.

Что нужно таким детям? Любовь окружающего мира, внимание к собственному посланию со стороны родителей — по натуре миротворцы и целители, эти дети способны приумножать самые светлые чувства.

Творчески можно подходить к любому делу, и это качество несложно выработать у ребенка, привлекая его к повседневным обязанностям. Кстати, этнологи наблюдают разницу в воспитании детей на Западе и на Востоке. Если в первом случае мама, занявшись приготовлением обеда, включит ребенку мультфильм, чтобы не путался под ногами, то во втором — найдет занятие на кухне.

Ребенок, которого критикуют, учится осуждению, а чадо, воспитанное в атмосфере безопасности, защищать.

Доктор философии и медицины Шри Матаджи Нирмала Деви так рассказывала о решении проблем, с которыми сталкиваются дети: «Идея образования заключается в том, чтобы привить им, прежде всего, чувство самоуважения. А затем научить на основе этого различным вещам: правильно хранить вещи, держать рабочее место в чистоте». Вы должны начать с того, как уважать Мать-Землю. Сказано, что сначала вы должны дотронуться до Матери-Земли, так как вы касаетесь Ее ногами. Прежде всего, в детях должно появиться чувство уважения, это очень важно. Затем, как только это начинается, тогда легко привить им любые другие идеи.. Теперь, главное о детях — это то, что они должны чувствовать себя в полной безопасности. Иначе мы не сможем сбалансировать их».

Ася Шкуро

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?