Данте: «Души людей, как в зеркале, отражаются друг в друге»

Данте«Земную жизнь пройдя до середины, я очутился в сумрачном лесу…» — так начинается «Божественная комедия», известнейшее произведение средневекового поэта Данте Алигьери. Он был не только литератором, прославившим Флоренцию на весь мир, но и политическим деятелем, испытавшим радость победы и горечь поражения. Сегодня, 21 мая, в предполагаемый день рождения Данте,  мы поговорим о некоторых моментах его биографии.

Несколько фактов из жизни Данте

История хранит немало подробностей из жизни великих деятелей. На слуху у потомков в большинстве случаев остаются лишь фамилии, а имена не настолько известны широкой публике. Данте Алигьери удалось сломать этот стереотип. Немногие знают о том, что имя деда писателя звучало как Дуранте, а его прославленный внук сократил имя до сочетания букв, известных доныне как «Данте».

Практически всю жизнь Данте прожил во Флоренции. Этот город сражал красотой тех, кто приезжал туда впервые. Психологии даже изобрели особый термин, «синдром Флоренции», чтобы описать состояние человека, увидевшего эту местность. Подразумевалось, что человеческая психика не может воспринять такое количество прекрасной городской архитектуры на квадратный метр. В те времена родиной человека считалась не страна, а город, поэтому именно Флоренцию (а не всю Италию) прославлял Данте в своих произведениях. По той же причине отъезд в Равенну, из-за политических разногласий, был равноценен ссылке на чужбину.

Если Флоренция — город тайн, то «Божественная комедия» — одно из самых сложных для трактовки произведений. Так, на первый взгляд простое название означает совсем не то, чего мы от него ожидаем. В те времена комедией называли любой сказ, в котором герой попадает в трагические обстоятельства, но приходит к счастливому финалу. В отличие от нынешних времен, средневековая комедия не требовал ироничных моментов и смеха до упаду. Сам Данте словом «комедия» противопоставил свое произведение драмам, которые позволяли использовать в сюжете лишь «высокие темы». Вопреки консервативным канонам, Данте совместил «земное и небесное» в одной литературной плоскости. А вот эпитет «Божественная» к комедии добавил Боккаччо — нет, читателям не намекали на тексты религиозного содержания. Термин «божественная» применимо к литературе лишь определял поэтическую форму. А сама идея написать «Божественную комедию» пришла в голову Данте, когда он прочитал трактат Боэция «Утешение философией». Там говорилось об иллюзорности материальных вещей; о том, что перед лицом смерти все мы безоружны и по ту сторону жизни не можем забрать с собой ничего.

Лирический герой «Божественной комедии» проходит через ад, чистилище и рай, встречает там множество известных личностей. В верхний круг ада Данте помещает, Авиценну, Гомера, Горация, Овидия, Платона и других. Так он «наказывает» их за невоздержанность, всячески подчеркивая в поэме, что зло, совершенное этими людьми, сводится к слишком большому вниманию к материальным ценностям. Данте по своему расправился с современными ему политическими деятелями Флоренции — так, в нижнем круге ада, согласно «Божественной комедии», находится политик Фарината дельи Уберти. В этой плоскости Данте размещает всех предателей своей родины.

Сюжет эпоса бесконечно цитируется и, наверное, знаком каждому: человек проходит девять кругов ада, и только любовь к некой Беатриче поддерживает героя в этом нелегком пути. Эта героиня вполне реальна — впервые Данте увидел любовь всей своей жизни в девятилетнем возрасте. Он столкнулся с незнакомой девочкой, когда с родителями выходил из церкви, и что-то в ее взгляде поразило его. Он узнал, что она принадлежит к благородному роду Портинари, со стороны наблюдал за тем, как из девчушки с добрыми глазами она выросла в дерзкую даму. В другой раз Данте столкнулся с Беатриче на улице Флоренции — на этот раз они обменялись улыбками, но знакомство так и не состоялось. Ослепленный любовью к прекрасной незнакомке, Данте искал с ней встречи, и она случилась на церемонии у общих знакомых. Увы, влюбленный Данте был слишком робким и лишь смотрел на нее, не в силах вымолвить ни слова, а вот Беатриче, стоявшая в компании подруг, рассмеялась ему в лицо. Ее реальный облик оказался настолько далеким от романтического представления Данте, что больше поэт не стремился увидеть Беатриче. Через несколько лет она умерла, ей было меньше 25 лет. Но Данте воспевал любовь к ней в своих стихотворных формах и поэмах до конца жизни.

Данте

Мария Спартали Стиллман «Данте и Беатриче»

Италия, какой ее знал Данте

Середину пути, которая ввергает поэта в страдания, современные психологи нередко сравнивают с кризисом среднего возраста, когда хочется по-новому расставить приоритеты, а то, что радовало раньше, больше не тешит взор. Хотя Данте написал «Божественную комедию» в зрелом возрасте, ее невозможно связывать лишь с личным преломлением сознания.

В этот период Италия переживала нелегкие времена, ее настигали перемены, которые крушили заскорузлые, но привычные принципы Средневековья. Лишь оглядываясь на несколько веков назад, с высоты сегодняшнего дня мы видим, что отказ от сковывающих догм воплотился в эпохе Возрождения подъемом культурной жизни и лучшими условиями для реализации личности.

Наследственную аристократию, выступавшую за сохранение тирании, пыталась потеснить сознательная буржуазия, которая мечтала привести к власти средний класс — купцов и ремесленников. Во Флоренции разразилась борьба между сторонниками Папы Римского (гвельфами) и приверженцами властителя Священной империи (гибеллинами). Разумеется, это была война за власть, но для того, чтобы привлечь как можно больше людей в свои ряды, инициаторы бунта придумали целую легенду. Мол, однажды состоятельный молодой человек из партии гибеллинов расторг помолвку со своей невестой, принадлежавшей к роду гвельфов. Ее братья подстерегли предателя и убили его. Око за око, брат на брата — кровавые расправы приобрели законную ипостась, и народ с чистой совестью шел воевать, думая, что вступается за обиженную сторону.

Данте не смог оставаться в стороне, и примкнул к партии гвельфов. Воспользовавшись массовой поддержкой, те победили, но впоследствии раскололись на две политические группы — «черных» и «белых» гвельфов. Первые поддерживали Папу Римского, «белые» (в ряды которых вступил и Данте) предлагали помириться с гибеллинами ради будущего процветания Флоренции. Идеи мира оказались не слишком популярными, и «черные гвельфы» безнаказанно преследовали бывших соратников. Когда Данте был в отъезде, «черные гвельфы» приговорили его к сожжению, и только нахождение вдали от дома спасло литератора от расправы. Забыв о том, что еще недавно он стоял с ними плечом к плечу, гвельфы скандировали: «Данте на костер!» Он остался жив, но больше не мог вернуться в родную Флоренцию. Убедившись в том, что любая массовая вражда зиждется на предательстве, Данте испытывал сильнейшее разочарование. До сих пор известна его фраза «Я — сам себе партия».

Ася Шкуро

Author: Admin
Tags

Comments (1)

  1. Материал Аси, как всегда, отличается глубиной и системным своеобразием, что вызывает неподдельный интерес к теме, желание узнать больше, почитать. Это, на мой взгляд, играет немаловажную роль в развитии познания мира искусства и литературы , повышения уровня культуры, образования и воспитания особенно у молодого поколения. Особенно ценно в работах Аси— это нравственный посыл, формирование объективного взгляда и позитива на реалии сегодняшнего дня. Я желаю Асе удачи и успеха, а читателям этого замечательного журнала— ХОРОШЕГО ВКУСА и желания его развивать!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?