Грани Виктора Гюго

Виктор ГюгоМы обращаемся к жизни великих людей, когда хочется почувствовать связь между эпохами, услышать важное послание минувших дней.

Для французов Виктор Гюго — поэт и общественный деятель. Для всего мира — автор «Отверженных» и «Собора Парижской Богоматери». Сам Гюго называл себя социалистом и романтиком, осознанно отождествляя себя с социально-культурной жизнью Франции. Что же он хотел сказать своим творчеством? Мы вряд ли сумеем заглянуть в неприступную душу гения, но можем вспомнить некоторые факты из его жизни.

Истинный сын эпохи

Чтобы понять значимость Виктора Гюго, стоит начать с конца, а именно со дня смерти 22 мая 1885 года. Его похороны собрали двухмиллионную процессию — это количество превзошло число жителей Парижа.

В этом  — не просто дань уважения, но прощание с человеком, который имел голос и выражал идеи тех, кто был его лишен. Среди пришедших были рабочие, фермеры и бедняки, словом, все те, кому Гюго посвятил жизнь. Как заметил один критик: «Понять жизнь Виктора Гюго — это значит понять девятнадцатый век». Он был сыном своего времени. Глядя на революцию со стороны, этот человек, живший в бунтарскую эпоху, писал прекрасные книги, в которых излагал собственный взгляд на вещи.

Он щедро выражал симпатию униженным людям, отвергнутым государством. Изобразил зло власти; высказывался против Наполеона III и жестокой силы, тирании и высоких налогов; отрицал войну. Гюго неоднократно подчеркивал, что верит в способность свободных людей жить и развиваться.

Сила Гюго — в его литературной грани. Поэт-лирик, писатель статей, создатель великих романов, Гюго верил: «Каждый, кто пишет, пишет книгу; это книга о нем самом. Знает ли он это или нет, хочет этого или нет, это истина. Каждая работа, какой бы она не была, жалкой или известной, порождает личность. Это его наказание, если он незначителен; это его награда, если он велик». И, конечно, Гюго был великим.

Великий романтик

Как заметил поэт и критик Малларме, Гюго «разделил французскую литературу на две эпохи — до и после Гюго». Сам Виктор Гюго ассоциировал себя с Романтизмом: его мировоззрению были близки идеи свободы мысли и выражения, идеализации природы и глубоко личностного подхода к творчеству.

Любимой темой писателя оставалась свобода в 19-м веке, об этом Гюго говорил в огромном количестве работ  — девяти романах, десяти пьесах, двадцати поэтических сборниках, эссе и речах. Он отказался от угнетающей формальности классической французской литературы и достиг непосредственности простой беседы. Вкладывал высокую мораль, описывая драматические события и создавая великих героев мировой литературы.

Он жил в мире, который перевернула Французская Революция 1789-го года. Гюго родился в 1802, через три года после начала правления Бонапарта и за два года до начала новой империи. С раннего детства он был погружен в политические дебаты, открытые 1789-м годом. Мать Гюго дружила с генералом Виктором Фанно де Лагори, врагом французского правительства. Он скрывался в их доме в Париже и стал учителем для Виктора и его братьев. Уже тогда Виктор проявлял огромный интерес к поэзии и политике.

В пятнадцать лет Гюго-ученик закрытого пансиона выиграл поэтический конкурс Французской Академии, а в шестнадцать — занял первое место на конкурсе от Академии флорарий (Académiedes Jeux Floraux), который проводится во Франции с XIV века.

Репутация Гюго как поэта сформировалась уже к двадцати годам, и он получил королевскую пенсию. В это же время Виктор Гюго женился на подруге юности, Адель Фуше. Пара поселилась в Париже, а их квартира стала местом собрания первых писателей Романтизма. Это были молодые, амбициозные друзья, которые мечтали отказаться от неоклассицизма с его чрезмерной логичностью, ясностью и четкой структурой. Этот стиль никак не уживался с противоречиями, хаосом начала XIX века во Франции.

В 1826-м Гюго опубликовал первую книгу «Оды и баллады» («Odes et poésies diverses»), где отказ от прежних литературных традиций был очевиден. Вот так началась его творческая плодотворная жизнь, и очень скоро Гюго стал ключевой фигурой Романтизма и одним из самых популярных писателей при жизни.

Уже в ранних работах формируется парадигма творчества Гюго: проблемы справедливости, социального равноправия и бессмысленности всех перемен для тех, кто лишен голоса, всех низших классов.

Гюго и социализм

Позиция, которую исповедовал Гюго, — связь романтизма с революцией и, особенно, с социализмом. Виктор Гюго не только писал в стиле романтиков, он стремился прожить жизнь в этом идеале.

В последующие десятилетия Виктор Гюго сформирует взгляды и идеи. Причиной тому станут революционные потрясения. В 1830-м он участвовал в Июльской Революции, а именно в «трех славных днях», когда свергли Чарльза X и провозгласили конституционную монархию во главе с Луи ФилиппомI, которую Гюго приветствовал. Однако, два события в жизни Гюго изменили эту приверженность монархам.

В 1832-м, после смерти генерала Ламарка, произошло восстание, которое Луи Филипп I подавил быстро и жестоко. Это событие легло в основу студенческого восстания в «Отверженных». В это время, в словах, над которыми позже Гюго насмехался, писатель описывал бунт как «безрассудство, потонувшее в крови». Он все еще верил правительству и призывал к ожиданию перемен, которые принесут свободу угнетенным.

1848-й год стал поворотной точкой для Гюго, равно как для Франции и Европы. Плохие урожаи, катастрофическая безработица, взлет цен и общее угнетение привели к уровню бедности, невиданному после революции.

В это же время, средний класс ощущал себя отлученным от власти и организовывал банкеты для прессы по всей стране, призывая расширить право голоса на все слои общества. В феврале 1848-го правительство запретило банкеты в Париже, спровоцировав революцию. 23 февраля Луи Филиппа I изгнали из страны. Была провозглашена Французская Республика во главе с первым президентом Луи-Наполеоном.

Во второй, июньской, революции 1848-го Гюго был на стороне правительства и участвовал в подавлении восстания рабочих и мелких буржуа. Но позже Гюго переосмысливает социальные взгляды, выступая против Луи Наполеона и его варварства.

Гюго, Наполеон III и изгнание

С приходом к власти Луи-Наполеона (с 1848 по 1870), Гюго погрузился в политические дискуссии. В это время Луи-Наполеон назначает его пэром и всячески поддерживает, так как именно Гюго способствовал мирным выборам его как президента Французской республики.

Выиграв, Луи-Наполеон нацелился на абсолютную власть: он разгромил типографии и издательства газет, посылал солдат в Италию против Папы Римского.

Гюго, который всегда романтизировал харизматичных лидеров, переосмыслил позицию. Он критиковал зло политической власти и стал главным игроком оппозиции против Луи-Наполеона.

Он насмехался над Президентом, написав памфлет «Наполеон малый».

Луи-Наполеон отомстил, заключив в тюрьму сыновей Гюго — Чарльза и Франсуа-Виктора. В декабре 1851, Луи-Наполеон объявил себя Императором Наполеоном III, а Гюго сформировал комитет Сопротивления, но императорские солдаты сокрушили оппозицию. Гюго стал политическим изгнанником.

Гюго покидает Париж и проведет следующие четырнадцать лет на острове Гернси (Англия), где и напишет кульминационный роман «Отверженные». В романе всей жизни он показал упорство, героизм и человечность приговоренных к маргинальной жизни. Это эпическое полотно того времени, манифест всех идей столетия революций, и особенно революции 1848 года.

Он пишет политические работы: поэмы «Возмездие», «Легенду веков». Это эпические работы о борьбе за свободу и прогресс общества. Так, он объявил короля Франции Луи XIV тираном, прославил победу Англичан над Испанской Армадой и изобразил Наполеона III лягушкой.

Хотя Наполеон III публично помиловал политических изгнанников, Гюго жестко ответил: «Я поклялся, что останусь в изгнании до конца; либо я, либо Наполеон Малый». В это время Гюго все больше говорит о свободе. Он осудил казнь Джона Брауна в 1859-м, который пытался поднять рабов на восстание в Вирджинии. Призывал Джузеппе Гарибальди создать либеральную демократию в Италии. «Свобода», говорил Гюго тысячам людей на острове Джерси, «это самое ценное, чем обладает человечество. Пища и вода — ничто; одежда и кров – излишества. Тот свободен, кто стоит с высоко понятой головой, пусть даже голодный, обнаженный и бездомный. Я посвящаю свою жизнь, всю, что осталась, свободе — свободе для всех».

Ксения Жилко

 

Author: Admin
Tags

Comments (1)

  1. Алексей Иванович:

    Мой любимый автор! Интересный очерк!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?