Гранд Централ. Любовь на атомы

Гранд Централ«Любовь на атомы». Романтическое название для совсем не романтического фильма. Отравляющая и опасная, как атомная энергия — так представила зрителям это чувство Ребекка Злотовски — режиссер фильма «Гранд централ», показ которого прошел в рамках проекта «Другое кино» в кинотеатре «Правда-кино» 26 марта.

Гранд Централ: любовь на атомной станции

«Как и все человечество, станция построена вокруг непредсказуемо ведущего себя ядра. Будучи разбуженным, оно с трудом поддается укрощению. И события на станции в Фукусиме показали нам, как трудно контролировать атомную энергию», — рассказывает Ребекка Злотовски об идее фильма «Гранд Централ». Социальный фон, бытовые обстоятельства, умение найти «луч света» даже в самом грязном месте — вот первое впечатление, которое производит кинокартина. Другой вопрос, почему этот «луч» потерял свое светлое предназначение и зачем французский арт-хаус низводит любовь с небес на землю.

Любовь в обстановке, где сотни людей работают в поте лица, каждый день рискуют здоровьем и подвергают свою жизнь опасности, а множество рабочих низкой квалификации трудятся за копейки, где всегда существует возможность получить критическую дозу радиации, где царит суета и напряжение, где господствует тщательный контроль и с содроганием ждешь разрешения на выход. Она есть даже там. Любовь. Но не такая красивая и волшебная, какую мы часто привыкли видеть в кино. Однако не лишенная героизма и самопожертвования.

Гранд Централ и его герои

Главный герой — вовсе не голливудский «мачо». Гари — разнорабочий без образования, который приехал в маленький городок попытать счастья. Там не нужен опыт работы, блестящий ум или красивый диплом, там платят какие-то деньги и дают койку на ночь. Ты не гнушаешься тяжелого физического труда, пока еще здоров и готов рискнуть? Добро пожаловать на атомную станцию. Все дальнейшие действия происходят здесь — это Гранд Централ.

Гранд Централ

Главная героиня — девушка местного авторитета — блондинка по имени Кароль. Простая и непосредственная, работает в прачечной на станции. Без детей, легкая на подъем, она большую часть времени проводит среди мужчин и, кажется, не получает достаточно внимания от своего. Вот здесь и появляется Гари.

Фильм «Гранд Централ. Любовь на атомы» наполнен бытовыми сценами рабочих. В них нет ничего художественного, как и в том, что происходит между главными героями. Ежедневная рутина, напряженный график, защитные костюмы, маски, душевая, датчики измерения радиации, духота тесных помещений, маленькие жилые комнатки и белоснежные помещения реакторов перемежевываются с близлежащим пролеском и сплетенными телами.

Гранд Централ

Гранд Централ: распад нашего времени

Ту любовь, которую показывает Ребекка Злотовски в фильме «Гранд Централ. Любовь на атомы», нельзя назвать любовью в полном смысле этого слова. Гари со своей любимой вряд ли обменялся несколькими словами за все время картины, встречи с ней были скорее разрядкой после тяжелого дня, чем полноценным чувством. Да и она сама не собиралась бросать своего парня, за которого позже вышла замуж. Получается, для Гари у нее была только привязанность? Режиссер оставила этот вопрос открытым, заставив главного героя страдать от облучения ради этой привязанности, а героиню бежать за ним вслед в последних кадрах. Тахар Рахим, актер, исполнивший главную роль в фильме, рассказывает о собственном видении такой любви:

— Гари впервые влюбляется. Причем это любовь с первого взгляда. Такое иногда случается, и человек ничего не может с этим сделать, его словно парализует. И мне очень нравится, как Ребекка сняла это. Она использовала метафору любви как дозы облучения, которую можно получить на атомной станции. Она объединила две темы, любовь и радиацию, в одном поцелуе. Мне кажется, это необычный подход. В целом же это картина о любви, о том, как далеко можно зайти и на какие жертвы решиться ради нее.

«Чтобы что-то сделать, надо кем-то быть», — сказал когда-то классик. Вопреки идее о том, что только прирожденные герои могут совершать героические поступки, Ребекка Злотовски отдает эту возможность «маленькому человеку», ничем не примечательному, кроме своей любви. Во время инцидента, произошедшего на станции, Гари спасает жизнь другу Тони и в результате подвергается огромной дозе облучения. Гари скрывает это от начальства, которое может уволить его по состоянию здоровья, чтобы оставаться рядом со своей возлюбленной. Впрочем, такой ли уж «маленький» это человек? Работа на атомной станции в «Гранд Централ. Любовь на атомы» пожирает здоровье и перемалывает жизни, выплевывая лишь кости: типичная «героическая» возвышенность имеет мало общего с реальностью. Более того, героями становятся случайно и, чаще всего, безымянно. Отсюда и незамысловатость, которая загоняет любовь в примитивную форму настолько, что наблюдать за ней становится неинтересно. Похожая на апельсин без шкурки, изнанка огромного здания станции выступает в простых деталях, равно как и отношения главных героев.

Их любовь похожа лишь на частичку целого — одну из множества деталей, на которые делится это понятие, как и все в этом мире делится на атомы?

                                                                  Анастасия Каспарова и Ася Шкуро

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?