Ги де Мопассан: «Писатель честно наблюдает правду жизни»

Ги де МопассанЕго чуткие описания Нормандии, захватывающие рассказы о море и трепещущие истории любви вдохновляют, завораживают и волнуют людей, живущих в современном мире. Имя писателя, книги которого не одно столетие дают людям пищу для размышления, — Ги де Мопассан.

Ги де Мопассан: «Жизнь» во всех красках

Доброта, жизнелюбие, справедливость, верность и любовь — самые теплые чувства в романе Мопассана «Жизнь» сталкиваются с ложью, предательством, злостью и скупостью. Автор, как гид, проводит нас через всю жизнь главной героини, не показывая своего отношения к происходящему. Он, как художник, написал картину и дает возможность каждому любопытному в нее заглянуть, но ответ на вопрос «Что такое «Жизнь?» читателю придется дать самостоятельно. Сам же Мопассан говорил о произведении следующее (запись от июля 1887 года): «Когда появилась в печати «Жизнь», критика, эта болтливая особа, столь часто готовая развенчивать шедевр потому только, что не поняла его, не находила достаточно сильных слов, чтобы кричать, что мой роман нежизнен, что сообщенные в нем факты невозможны. И что же? Изложенные в этой книге факты имели место в Фонтенебло, и печатный отчет о них лежит у меня на письменном столе. Если я и могу о чем-либо пожалеть, так единственно о том, что слишком рано написал свою книгу, потому что в действительности все произошло гораздо определеннее и гораздо полнее, чем в моем романе». Такую легкую для чтения, и полную смысла книгу мог написать только человек с подобной душой.

Флобер, его учитель и друг по жизни, помог правильно выразить мысли и наблюдения Мопассана. Давал немало дельных советов: «Художник должен создавать свои произведения, прежде всего для собственного удовлетворения, затем для избранного меньшинства; ему дела нет до остального, до успеха…» или «Мы не должны существовать — существовать должны только наши произведения». Ги де Мопассан никогда не пользовался услугами, которые могли бы поспособствовать прославлению его имени и распространению его книг. Но, в отличие от своего учителя, он твердо соблюдал свои интересы. За это некоторые упрекали его и назвали алчным, но писатель утверждал, что заработал гонорары честным и кропотливым трудом.

Что до подробностей биографии, сам писатель не желал выставлять на всеобщее обозрение события и переживания, касающиеся только его. Но, конечно, читателям интересно узнать человека, который по прошествии многих лет заставляет сердца биться в унисон с чувствами его героев.

Ги де Мопассан: страсть к приключениям и литературе

С детства Мопассан читал взахлеб, безумно любил путешествовать, и с малых лет рыбаки брали его в море в любую погоду. Он питал страсть к приключениям и писал: «Чувствую, что в жилах моих течет кровь морского разбойника. Для меня нет большей радости, как весенним утром плыть в лодке к неведомым берегам, бродить целые дни по новым местам, толкаться среди людей, которых я никогда потом не увижу, которых покину с наступлением вечера, чтобы снова пуститься в море; проводить ночи под открытым небом, править рулем по воле моей фантазии, не сожалея о жилищах, где рождаются, длятся, замыкаются в рамки и угасают человеческие жизни, не испытывая желания бросить якорь где бы то ни было, как бы ласковы ни были небеса, как бы прекрасны ни казались берега». Ги заботился о здоровье и гордился своей физической силой: он мог пройти пешком восемьдесят верст кряду и однажды в своем ялике спустился по Сене от Парижа до Руана, везя в нем еще двух друзей. Священными днями были для Мопассана суббота и воскресенье — это время можно было посвятить катанию на лодке, и даже Флобер в эти дни не решался посещать ученика или звать его к себе.

Наряду с писателем, увлеченным творчеством, в нем жил добрый весельчак. В рыбачьей шляпе и в полосатом трико Мопассан встречал своих друзей на станции и приветствовал их веселыми шутками, которые выкрикивал особенно громко, если замечал вблизи какого-нибудь почтенного господина. Сидя на веслах или управляя парусом, он не переставал рассказывать истории и анекдоты. Ги де Мопассан всегда был душой компании: «Никто, — говорит один из друзей, — не умел так устроить обед, подобрать общество, убрать стол, руководить кухней и вести в то же время самый интересный и остроумный разговор, как это делал Мопассан».

Ги де Мопассан: «Я никогда не буду награжден орденом»

Периодически он чувствовал необходимость убежать от людей, остаться наедине с природой. В Африке писатель наслаждался каждым мгновением: «Если бы вы знали, — пишет он, — как человек далек от света, далек от жизни, далек от всего, под сводом этой низкой палатки, сквозь дыры которой видны звезды и из-под краев которой — бесконечное царство сухого песку…». Подобные скитания показывают, что Мопассан не был любителем светских мероприятий. По мере того как росла известность автора, перед ним заискивали, но в течение всей своей жизни он сохранил независимость и холодную вежливость. Этому «большому» свету, пустому и тщеславному, Мопассан предпочитал немногие дружеские связи с литераторами, которым был верен всю жизнь. Хоть он и не любил споров об эстетике, академического позерства литературных кругов, но там он чувствовал себя свободно и мог быть собой: веселым и насмешливым; а своим раскатистым хохотом и комическими выходками он создавал легкую и непринужденную атмосферу.

Россия познакомилась с Мопассаном почти одновременно с Францией: Тургенев писал своему молодому другу в 1881 году: «Ваше имя наделало немало шума в России: переведено все, что только было возможно». Интересно также, что одним из первых переводчиков французского писателя был сам Лев Толстой.

Мопассану были чужды те слабости, которые часто увлекают за собой знаменитых писателей. Он не раз говорил: «Я никогда не выставлю кандидатуры в академию и не буду награжден орденом». И он сдержал свое слово. Сколько его ни уговаривали выставить кандидатуру в Академию, он мягко, но упорно отказывался. Презрение к официальным салонам, отвращение к лести держали его вдали от почестей, которых так добивались другие. Как ни трудно ему было противостоять уговорам, но он отказался от ордена Почетного Легиона — это французский национальный орден, принадлежность к нему является высшим знаком отличия, почёта и официального признания особых заслуг во Франции. По утверждению генерала Де Голля, «Почётный легион — это сообщество элиты живых».

Таким был Мопассан до последней сознательной минуты: простой, открытый, веселый, наполненный любовью к литературе и чувством достоинства литератора.

Татьяна Меланта

Author: Admin
Tags

Comments (1)

  1. С годами, продолжая наблюдать за природой в Тополях, уставшая от разочарований Жанна начинает сознавать, что пейзажи выявляют контраст между красотой окружающего мира и её собственными невзгодами. Природа у Мопассана служат откликом на то или иное настроение героини, её обиды, горести и душевную усталость Зачем, за что погублено это прекрасное существо? неужели так и должно быть? — сами собой возникают в душе читателя и заставляют вдуматься в значение и смысл человеческой жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?