Геоблокировка: почему доступный Интернет — это утопия

Вы когда-либо лишались возможности посмотреть фильм на YouTube из-за «несоответствующего» географического положения? Сетовали на «ненадежный Интернет», который, вопреки заявлениям о всеобщей доступности информации, ограничивает контент в некоторых регионах? В статье поговорим о том, что такое геоблокировка, зачем её изобрели, а также подскажем несколько верных способов «обхода».

Геоблокировка: все, что вы хотели знать, но боялись спросить

Геоблокировкой называют систему ограничения доступа к вебсайтам, порталам и любым другим формам цифрового контента, в конкретной локации, в которой в данный момент находится пользователь.

Протокол геоблокировки отслеживает местонахождение по IP-адресу, проверяет данные профиля. Иногда геоблокировку включает правительство, чтобы население не получало доступа к «нежелательному» контенту, как это, например, происходило во время антиправительственных протестов в Белоруссии, Китае и Гонг-Конге. Довольно часто геоблокировка является инициативой компании, как часть маркетинговой политики, цель которой — продать товар представителям разных национальностей по разным ценам. Кроме того, геоблокировка может выступать в интересах авторского права: наверняка, пытаясь скачать «пиратский» фильм, вы видели следующее: «Запись удалена по требованию правообладателя». В этом случае роль геоблокировки — защищать интеллектуальную собственность.

Понятие геоблокировки включает в себя так много аспектов, что часто пользователи жалуются на его «размытость» — и неопределённость в законодательном плане. Первым и единственным институтом, давшим чётко определение видам геоблокировки, стал Европейский центр потребителей Ирландии.

В официальном документе ECCIreland указаны следующие разновидности ограничений по географическому принципу:

  • прекращение доступа потребителей, желающих совершить международную транзакцию, к сайтам и приложениям компании-продавца, а также любого цифрового контента, предоставленного данной организацией;
  • ограничение доступа к онлайн-интерфейсам;
  • изменение маршрутизации пользователей к специфическим вебсайтам, большинство из которых содержит разные цены;
  • отказ доставить товар или оплатить продукции / услугу.

Причины геоблокировки могут быть самыми разными. Например, в Великобритании используется так называемая сетевая блокировка, цель которой — ограничить доступ к видеозаписям, содержащим элементы насилия над детьми. При этом неважно, в какой стране сделана запись. А, допустим, в Китае существует проект «Золотой щит», спроектированный для того, чтобы местные жители не получали доступ к иностранному контенту, — «дабы не навредить государственности».

С вредоносным контентом боролись и во Франции в 2000 году. А именно, по решению суда, был запрещён доступ пользователей к любым Интернет-ресурсам, на которых происходила продажа нацистской символики. Этот случай положил начало многочисленным спорам, имеет ли право государство вмешиваться в частную жизнь граждан — и если да, то где находится грань между интересами государства и законопослушного гражданина.

Не всегда инициатором геоблокировки является государство. Так, в 2006 году издание New York Times ограничило доступ британским посетителям к статье на главной странице. Англичане не смогли прочитать историю о заговоре террористов британского происхождения подорвать американские самолёты при помощи «жидких» бомб. Геоблокировка объяснялась тем, что издатели New York Times не хотели выглядеть голословными в глазах британских читателей — и нарушать презумпцию невиновности подозреваемых по решению суда. Кроме того, масс-медиа объясняет, что не хотело межнационального конфликта. В свою очередь, издание The Guardian опросило членов британского правительства, и практически все поддержали решение New York Times, подчеркивая, что пресса должна оставаться свободной и независимой.

Зачем геоблокировка провайдерам контента?

Не секрет, что часто цифровой контент блокируется такими гигантскими организациями, как Amazon, Netflix, Hulu и HBO.

Создатели контента заверяют: мы делаем все возможное, чтобы обеспечить комфорт потребителя. Но в первую очередь, каждая компания думает о собственной прибыли. Соответственно, в поле зрения попадает вопрос, как защитить контент от «пиратства» в другой стране. Ведь любой потребитель информационного продукта за границей является потенциальным «пиратом» — такова корпоративная логика. Чтобы избежать убытков, компании применяют технологии геоблокировки.

Если YouTube заблокировал вас во время поездки за рубеж, это означает, что у данного сервиса не подписано лицензионное соглашение со страной — местом вашего назначения. При этом совершенно неважно, что пользователь уже оплатил подписку. Гораздо легче отслеживать «пиратство» географически, чем внедрять систему, определяющую девайсы, с которых просматривают контент.

К примеру, Amazon следует такой политике. Оплатив подписку и отправившись потушествовать за пределы страны, пользователь увидит меню Watch While Abroad (Смотри За Границей) — другие записи Prime остаются доступными лишь в США. Лайфхак: можно загрузить конкретные видео Prime для отображения оффлайн с ресурса Prime Video Titles.

Что касается Netflix, компания допускает просмотр стримов по всему миру. Но в некоторых странах вы получите меньший доступ к каталогу фильмов и теле-шоу. В частности, отправившись на Коста-Рику, вы сможете насладиться только половиной всего контента Netflix. Находясь в Великобритании, вы получите доступ к трети видеоинформации, которую могли бы просмотреть в США.

А в Тайланде — и того меньше: в зоне доступа лишь 5% цифрового контента Netflix. По крайней мере, так показало расследование Finder.

«Тёмная сторона» геоблокировок: поговорим о маркетинге

Геоблокировки также влияют на состояние экономики. А именно, эта технология способна искусственно завысить цены на продукции. В зависимости от региона проживания, потенциальные клиенты будут видеть совершенно разную стоимость одного и того же товара. По какому принципу работает эта маркетинговая уловка?

Политика Европейского Союза декларирует существование единых правил для рынка товаров и услуг. Это означает, что все покупатели должны иметь равноценный доступ к продукции, находясь на территории ЕС. Однако, когда речь заходит об электронной коммерции, все становится не так гладко.

В 2016 году Европейская Комиссия провела исследование среди потребителей и выяснила, что 80% респондентов сталкиваются с геоблокировкой — и вынуждены платить завышенные цены (или отказываться от покупки), в зависимости от страны, в которой они находятся.

Например, житель Франции отправляется в Бельгию, заходит на французский сайт и хочет заказать продукт. Далее выясняется, что на территории Бельгии он должен заплатить на 10 евро дороже. Также часто встречается такая ситуация: вы хотите сделать заказ (к примеру, джинсы), но с вашей страной (в пределах ЕС) у государства, где проживает продавец, не подписано специальное соглашение. Поэтому, для того, чтобы получить джинсы, вам нужно оплатить услуги компании-посредника, которая переправит вам товар.

Проанализировав ситуацию, в 2018 году Европейская Комиссия решила положить конец несправедливым геоблокировкам. 3 декабря 2018 было принято Положение о несправедливой геоблокировке. Теперь по закону запрещено увеличивать продажи таким образом.

Однако закон допускает геоблокировку в следующих ситуациях:

  • есть потребность зарегистрироваться в налоговой институции в стране, в которую вы направляетесь;
  • если в данной стране более высокие цены на доставку;
  • если стоимость доставки повышается в связи с иностранным потребительским законом.

Подводя итог, можно сказать, что закон допускает геоблокировку, если компания-продавец потерпит материальный ущерб из-за торгового законодательства другой страны. Но желание увеличить прибыль при отсутствии внешних препятствий теперь недопустимо.

Как обойти геоблокировки?

У каждого девайса, подключенного к Интернету, есть IP-адрес. Это — один из параметров, который причисляется к персональным данным. Определив IP-адрес устройства, можно легко обнаружить местоположения человека (а также ряд других сведений, например, о его передвижении за последнее время).

Спрос рождает предложение. Появляются технологии, способные изменить IP-адрес, — и таким образом обойти геоблокировку. Самыми популярными являются VPN (виртуальная приватная сеть), Smart DNS, прокси. У каждого инструмента есть как преимущества, так и недостатки.

Например, VPN прекрасно обеспечивает анонимность, меняет IP-адрес и позволяет безопасно проводить транзакции даже в Wi-Fi в публичных местах. Но нельзя отрицать, что VPN снижает скорость работы вашего девайса.

Что касается Smart DNS, эта технология не зашифрует ваш IP-адрес, зато скроет от веб-сайтов любую информацию, относящуюся к вашему местоположению. Недостаток Smart DNS заключается в том, что данные, которыми вы оперируете, остаются незащищенными — и могут быть украдены хакерами. А VPN, к примеру, эту проблему решает качественными технологиями шифровки.

Возьмём прокси. Это — своего рода посредник между небольшой сетью и Интернетом. Кстати, часто и успешно используются для обхода геоблокировок, маскируя IP. Однако совсем не обеспечивают кибербезопасность девайса.

Поэтому ваш выбор в пользу того или иного инструмента должен зависеть от поставленных задач — хотите ли вы быстро просмотреть контент или собираетесь получить доступ к ценным сведениям, которые стоит зашифровать.

Ася Шкуро

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?