Генетика личных драм: а в генах ли дело?

Генетика«Генетическое несчастье», нищета, которая преследует из поколения в поколение… А вам встречались люди, которых жизнь словно не выпускает из черной полосы? Бывают и другие: у них всегда все хорошо, а когда случаются неудачи, такие люди продолжают идти дальше, и через некоторое время жизнь дарит приятные сюрпризы. Действительно ли есть какая-то особая генетика, отвечающая за степень счастья в судьбе, или дело в том, как мы строим свою жизнь?

Нами управляет страх. Иногда он появляется из ниоткуда, возникает как учащенное сердцебиение, вместе с ощущением, что тебя трясет невидимой дрожью, — так случается с людьми, которые чувствуют эмоции телом. Те же, кто впускают страх в свою психику, дают власть целому потоку разрушительных мыслей и состояний. «У меня ничего не получится», «Никогда не получается, и эта возможность — не исключение». На самом деле, нам только кажется, что жизненный настрой на всевозможные неудачи и нищету появился сам собой — скорее всего, на протяжении жизни мы обращали внимание лишь на те новости и события, в которых эта модель поведения проявлялась во всей красе.

Фильтры внимания

У мозга есть два ярких свойства — он фиксирует события и адаптирует их под жизненный опыт. Любой факт, даже самый нереалистичный, мозг может объяснить, подведя мощную теоретическую базу. Из огромного количества событий, которые ежеминутно происходят в мире, мозг выбирает лишь то, что соответствует сформированной картине мира. Это — так называемый фильтр внимания.

Однажды мне довелось на собственном опыте испытать действие этого механизма, когда я довольно долго работала над статьей об управлении массами, разбираясь с тем, как можно применить Эриксоновский гипноз во время флешмоба. Пару недель я обдумывала, где бы мне взять эксперта, который смог бы дать мне комментарий к статье, — просто думала, по дороге на учебу, во время прогулок в парке, не искала в поисковых системах Интернета и не рассказывала никому. По прошествии этого времени на меня посыпались объявления — я не могла открыть электронную почту без того, чтобы в моем ящике не появлялось предложение воспользоваться услугами специалиста по Эриксоновскому гипнозу. И, хоть велик соблазн назвать это особыми знаками судьбы, психология объясняет такое явление очень просто.

По мнению создателя теоретической модели внимания Дональда Бродбента, нервная система имеет множество входов, по которым информация поступает к человеку, и чтобы мозг не взорвался от количества разрозненных фактов, которыми изобилует жизнь, эта система осуществляет серьезный отбор. Мы воспринимаем ту информацию, к которой готовы и которую хотим знать, пусть даже бессознательно. Мозг отбирает факты в соответствии с физическими характеристиками — высотой, интенсивностью. По другой теории, выработанной А. Трейсером, информация, не соответствующая заданиям, на которые настроен мозг, превращается в ослабленные сигналы, а её антипод проходит через призму логического анализатора. Этот своеобразный словарь разложен на нейроны, каждый из которых связан с каким-либо словом. Вот почему, если мозг долгое время был настроен на определенную тему, создается впечатление, что мир бомбардирует человека подобными вещами.

А теперь представьте, что в эту сложную систему вошел страх или «зашкаливающее» ощущение тоски. Может быть, вы любите смотреть триллеры или читать «страшилки»; возможно, музыка, которую вы выбираете, имеет тексты, связанные с утратой, смертью или любой другой горечью переживаний…

Мне недолго приходится искать человека, который бы подошел под это описание — увы, вся массовая культура последнего времени «настраивает» человека либо на проживание примитивных эмоций, либо на глубокие и драматичные чувства. Неудивительно, что люди, которым свойственно задумываться о жизни, выбирают путь депрессии. Но так ли уж правомерно утверждение, что только дураки могут быть счастливы?

Генетика личных драм: как мы программируем себя на неудачи

— Мне кажутся глупыми комедии, они совершенно не отражают всей драмы человеческой жизни, — делится со мной Светлана. — Что я могу поделать, если мне нравится «тяжелое» кино? Я получаю от него удовольствие, и нет, оно не толкает меня в депрессию и никаких ужасных эмоций не вызывает.

В ответ я предлагаю Светлане проделать эксперимент — написать любимые фильмы. Список, который показывает Светлана, поражает ее саму.

— Кажется, теперь я понимаю, почему все время жизнь сводит меня «не с теми» людьми.

  • «Овод» — здесь революционер ради идеи жертвует родственными связями и любовью и гибнет, оставляя несчастными любящих его людей, хотя у него есть возможность остаться в живых.
  • Культовая драма с Вивьен Ли «Мост Ватерлоо», где девушка предпочитает броситься под колеса машин, чтобы не усложнять жизнь любимому человеку своими проблемами.
  • «Изгнание» — черно-белая драма, оставляющая послевкусие обреченности. Здесь конфликт завернет в слова женщины, обращенные к мужу: «Наши дети — не только наши дети…» Переделанная фраза из Библии оборачивается трагедией: муж подозревает жену в измене, хотя она всего лишь пыталась донести до него свои духовные взгляды, рассказать, что все дети, приходящие в этот мир, — от Бога, а поэтому нет своих и чужих детей.
  • «Идиот», причем любимый персонаж у Светланы в этом фильме более чем противоречивая фигура, Настасья Филипповна. История о том, как женщина считала себя недостойной любви хорошего человека и в итоге погибла под топором мужчины, которого выбрала в спутники жизни.

Конечно, каждый из этих фильмов близится к шедевральному, но пугающе выглядит общий знаменатель, который объединяет любимое кино Светланы.

— В своей жизни я тоже всегда руководствуюсь благими намерениями, но, в конечном счете, чувствую себя жертвой обстоятельств, — признается девушка. — Неужели всю жизнь я программирую себя на неудачи?

Здесь нет никакого волшебства, и, естественно, один фильм не приносит полосу неудач. Но пристальное внимание к теме страданий, скорее всего, говорит о том, что в том случае, когда Светлане приходится делать выбор, она действует по заведомо проигрышному сценарию.

А вот следующая героиня материала, Ксения, много рассказывает о том, как училась быть счастливой и что лишь после того, как она пересмотрела собственные ценности, в ее жизнь вошла любовь. Задаю наболевший вопрос о драмах:

— Нет, я не люблю драмы, в них герой всегда выбирает какую-то странную дорогу, и порой так и хочется ему крикнуть: «Ну что же ты делаешь?» Мне больше нравятся детские фильмы — дети путешествуют, борются, они не связаны стереотипами и не боятся идти на эксперименты. Мне нравятся «Королевство полной луны», «Мост в Террабитию»…

Рита, которая около двух лет находится в глубокой депрессии, делится со мной любимыми песнями. В каждой из них есть оригинальные образы и философский смысл, но, в то же время, он сводится исключительно к теме смерти и кладбищенской символике. Девушка искренне не понимает, почему последние годы на нее словно «валятся» неудачи, а когда я предлагаю ей хотя бы на какое-то время удалить эти песни из плейлиста, она вздыхает:

— Да, я понимаю, что нужно привносить в жизнь больше света, но что поделаешь, мне так нравится все мрачное…

Что же делать с жизненными программами и «генетикой личных драм» (как образно психологи называют такое мировоззрение)? Можно ли как-то исправить ситуацию? Конечно, можно — если пересмотреть интересы и исключить из жизни все, что хотя бы отдаленно намекает на тревожащую вас тему.

Наверное, однажды нужно понять: те, кто хотят быть счастливыми, не могут любить депрессивность. Их не может привлекать ощущение внутренней пустоты и фрустрации, и уж тем более не стоит подражать литературным героям, которые считают себя лишними в этом мире. Вместо этого окружайте себя тем, что ведет к позитивному мироощущению, и постепенно, шаг за шагом, меняйте жизнь к лучшему!

Ася Шкуро

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?