Такие переменчивые роли: гендерные стереотипы в кино

гендерные стереотипыМир не стоит на месте, все имеет свойство приспосабливаться к жизни на новом уровне. На протяжении веков менялись взгляды человека на моду, музыку, искусство и саму природу человека. Сформировались также гендерные стереотипы, которые во многом определяют понятие «мужчина» и «женщина». Искусство, являясь отражением человеческой реальности, пытается изображать, а иногда и навязывать некоторые стереотипы.

На протяжении долгого времени женщина считалась слабым полом. Все лидерские качества — настойчивость, решительность, отвага и самоконтроль — приписывались мужчинам. Женщинам же оставались покорность и осторожность, однако не все дамы были такими. Например, главная героиня «романа из современной жизни» — Анна Каренина — свободолюбивая, духовно одаренная, умная и сильная женщина. Но в то же время ради страсти она забывает о материнском долге, не замечает страданий мужа — и явно выходит за пределы существовавшего стереотипа, который предписывал определенное поведение. Выводя Анну из ряда ординарных женщин, Лев Толстой обрекает на смерть героиню, которая пренебрегла социальными правилами и нормами морали. Таким образом, все более заметным становится стереотип о привилегированном положении мужчин, и лишь немногие женщины могли позволить себе выйти за рамки, которые им поставило общество.

гендерные стереотипы

«Волк с Уолл-Стрит»

Мужчины всегда были у власти, были влиятельнее и имели больше прав. В фильме «Волк с Уолл-стрит» Леонардо Ди Каприо играет Джордана Белфорда, который основал одну из крупнейших брокерских контор в 1987 году. Влиятельный брокер может позволить себе все, что пожелает: жену-красотку, большой дом, яхту и много запрещенных развлечений. Но почему влиятельным брокером не стала женщина? Все же не снят фильм о том, как женщина добивается успеха в бизнесе, становится влиятельной и имеет неограниченные финансы.

гендерные стереотипы

«Большие глаза»

Однако существуют фильмы, в которых женщина вырывается из сформированных обществом стереотипов. В 2014 году Тим Бёртон снял фильм «Большие глаза», главную роль в котором сыграла Эми Адамс. Фильм рассказывает историю художницы Маргарет Кин, в 1950-х годах прославившуюся своими картинами, изображающими большеглазых детей и ставшими первыми примеров успешного распространения искусства на массовом рынке. Маргарет познакомилась с мужчиной, который впоследствии назвал её работы своими и хотел отнять у нее все права на картины. На фоне феминистического движения, повлиявшего на главную героиню и остальных женщин того времени, Маргарет проявляет качества, которые, соответствуя гендерным стереотипам, можно назвать мужскими. Феминизм пробудил женское самосознание, заставил сменить взгляд на место женщины в обществе. Это движение и все его течения настаивали на новом положении женщины и отношении к ней со стороны мужчин. Маргарет отстаивает права и через суд добивается полного владения собственными работами. Не покорность, беспомощность и слабая вера в свои силы, а проявление уверенности в себе, настойчивости и острая жажда справедливости. Не совсем женские качества с точки зрения стереотипов, не так ли?

гендерные стереотипы

«Форрест Гамп»

Мужскими качествами считаются хладнокровие, сдержанность, самообладание, резкость и жестокость. Есть множество фильмов, которые как подтверждают этот стереотип, так и опровергают его. «Жизнь — как коробка шоколадных конфет. Никогда не знаешь, что внутри» — одна из легендарных фраз безобидного человека с благородным и открытым сердцем — Форреста Гампа. Форрест жил, наслаждаясь окружающим миром и изучая его. Каждая его фраза поражает простотой и величием. Похож ли Форрест Гамп на типичного «мужчину», согласно гендерным стереотипам? Очевидно, нет, но это не делает его менее привлекательным.

гендерные стереотипы

«Безумный Макс: дорога ярости»

В фильме «Безумный Макс: Дорога ярости» главный герой, Макс, жестокий и хладнокровный отшельник присоединяется к бунтарям, которые пытаются сбежать из Цитадели. Предводитель бунтарей — военачальник Фуриоса — пытается спасти девушек из плена и долгих издевательств тирана. Фуриоса воплощает симбиоз мужских и женских качеств. Сильная и выносливая, она сражается наравне с мужчинами, но все это ради невинных девушек, которых хочет спасти. Резкость по отношению к одним сменяются нежностью и заботой к другим.

Кардинально отношение к женщинам изменилось после Первой Мировой войны, когда из-за нехватки рабочих рук женщины стали работать на заводах и фабриках, в банках и торговле. Изменение социального статуса сотен тысяч женщин сделало неизбежным и уравнение их в правах с мужчинами. Сразу же после войны женщины получили право голоса во многих странах.

В современном кино гендерные стереотипы, безусловно, имеют отображение. Гендерные стереотипы схематичны и развиваются вместе с другими социальными представлениями и нормами, но все же они устойчивы. Ушли в прошлое представления о мужчине как единственном кормильце и защитнике семьи и о женщине как слабом и беспомощном создании. Феминистское движение повлекло за собой различные изменения в обществе, в том числе предоставление женщинам права подавать заявление на развод; прав на владение имуществом и прочие. Также повлияли военные годы, изменившие положение женщин. Если до войны уделом женщины считались семья и дети, то в годы войны их призвали трудом в тылу оказать помощь мужьям на фронте. Перестало быть чем-то необычным, когда девушка, обеспечивая себя своим трудом, живет отдельно от родителей. Наконец, настоящую революцию пережила женская мода.

Все это повлияло на гендерные стереотипы и их восприятие. Одни фильмы изображают мужчин и женщин такими, какими их привыкло считать общество — мужская сила, рациональность и логика против женской слабости, чувственности и интуиции; другие показывают, насколько разнообразным может быть человек, и что нет таких рамок, в которые можно было бы его поставить.

Алёна Грабчак

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?